Конспекты занятий
По экологии
Конспект занятия
по формированию коммуникативных навыков у детей
среднего дошкольного возраста
«У природы нет плохой погоды»
Соколова Анна Владимировна, воспитатель МДОУ
ЦРР – Д/C №17 г.Алексеевки Белгородской области
Цель:
- учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
- передавать свои эмоции в мимике, жестах, движениях (под влиянием природных явлений),
- оценивать природные явления, воспитывать интерес к явлениям погоды.
Материал:
фланелеграф, картинки с изображением явлений природы (дождя, солнца, ветра, снега и др. ), календарь погоды, шапочки Тучи, Дождя, снег, сосульки.
Ход занятия.
Предлагаю детям вспомнить, какими словами мы говорим о солнышке (ясное, лучистое, горячее, яркое). Отмечаю ответы детей, кто больше смог придумать определений. Затем говорю: "Ребята, давайте вспомним, какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце (синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное), о небе на котором нет солнца (грустное, хмурое, пасмурное, серое).
- А теперь, послушайте сказку: "Жили - были два братца ветра; старший брат - Северный ветер, другой - Южный. Как же они не похожи друг на друга! Как подует северный ветер сразу становится холодно и морозно". Какими словами еще можно сказать про этот ветер? (Ледяной, морозный, колючий). " А второй брат - Южный ветер был совсем другим. Каким был ЮЖНЫЙ ветер? (Теплый, ласковый, нежный).
- Ребята, посмотрите на картинки на фланелеграфе, они рассказывают о солнечном дне, о тучах, дожде. Зачем нам солнце, какое оно? Послушайте стихи про солнце и утро.
"Солнце светит спозаранку,
Всей земле улыбку шлет
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет
Клен кивает головой,
Птицы весело щебечут
Рады птицы нашей встрече,
Рады вместе с нами петь".
Чтение стих М. Щеловановой "Утро".
" Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется будет дождь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении?
- Какими словами автор говорит о пасмурном утре? (хмурое утро, дождливое).
- Какими словами автор говорит о солнечном утре? (веселое утро).
- А как можно по-другому сказать о хмуром утре? (серое, невеселое, скучное).
- А о солнечном? (радостное, голубое, безоблачное, счастливое).
Этюд "Дует ветер".
- А теперь, ребята, встанем и пойдем, на прогулку, в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок, колышет траву и цветы. Он дует тихо, вот так: "У-у-у".
Дети (повторяют): "у-у-у".
- Пришли в лес набрали ягод. Собрались обратно идти. Подул сильный ветер. Он громко загудел: "у-у-у".
Дети (повторяют): "у-у-у".
Этюд "Дождик".
- Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как закапали капли?
"Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап.
(Дети медленно хлопают).
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять
Кап, кап, кап.
(Дети чаще хлопают).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик).
- Ребята, давайте подойдем к уголку природы. Там есть календарь погоды. Что мы там отмечаем?
- Правильно, рисуем дождь или солнце, сильный ветер, а зимой отмечаем снег, осенью - падающие листья. Ребята, давайте мы вспомним приговорки и загадки о солнышке.
"Солнышко - ведрышко,
выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
- Какая еще погода бывает, кроме солнечной? (дождь, снег, гром, ветер и пр). Я буду загадывать загадки о погоде, а вы попробуйте их разгадать.
- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).
- Живет - лежит, умрет - побежит. (Снег).
- Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака).
- Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед).
- Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Гроза. )
- Кто играет проводами,
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит (Ветер).
- Я нужен зеленым лугам, я нужен полям,
Я нужен цветам и кустам.
И если я вдруг опоздаю-
Все вянет кругом, засыхая.
Но стоит меня всем заслышать
Попрячутся сразу под крыши. (Дождь).
- Среди поля голубого - яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю - матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это. .. . (Солнце).
- Ребята, давайте теперь поиграем в игру" Солнышко и дождик". Сначала, поставим стулья спинкой вперед - это домики, а отверстие спинки - окошко. Выгляните все в окошко и помашите рукой солнышку. Солнышко зовет всех на прогулку. Подойдите ко мне, давайте повторим слова о солнышке:
" Смотрит солнышко в окошко,
(поднимают головы)
Светит в нашу комнату
(разводят руки в стороны)
Мы захлопали в ладоши
(хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку.
(кружатся).
- А теперь побегаем! (Дети разбегаются)
- Посмотрите дождик прошел! Скорее домой! (дети садятся за стульчики)
- Давайте послушаем, как дождик барабанит по крышам.
"Дождик, дождик, веселей,
капай, капай не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи. "
Выгляньте в окошко, солнышко светит! Нет дождя! Выходите гулять!
(Игра продолжается еще раз)
- Ребята, а какое у нас с вами было настроение на прогулке? Мы все светились от улыбок, как солнышки, были добрыми веселыми. Как лучики солнышка, так и мы разбегались по всей полянке. Хорошо всегда быть добрым и радостным.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду