Конспекты занятий
По ИЗО деятельности
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Дед Мазай и зайцы»
Кошель Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №37 "Родничок" г.Бугульма РТ
Задачи: Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Материал: у детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы: магнитная доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.
Предварительная работа: чтение стихотворения H. A. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (особенно выделяется тот момент, когда дед Мазай спасал маленьких зайчат); Рассматривание иллюстраций в книжке; лепка животных; рассматривание иллюстраций с изображением зайцев в различных позах; Рассматривание весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).
Ход занятия:
Дети входят в группу и находят на ковре посылку.
Воспитатель: Ой, а это что за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?
Дети: Почтальон Печкин. Незнайка. Бабушка…. .
Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?
Дети: Конфеты, книги, игрушки,
Воспитатель: Дети, нам прислали макет к произведению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Воспитатель: Давайте, ребята вспомним, что случилось в лесу?
Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.
Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?
Дети: Зайцы не успели спастись от воды.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.
Дети: На макете нет лесных жителей….
Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята отгадайте, о ком идет речь.
(Дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет.)
Воспитатель: Послушайте, ребята, стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (Зачитать отрывки детям из произведения, добавить на макет 2-3 вылепленных зайцев) .
- Посмотрите
- Вижу один островок небольшой - зайцы на нем собралися гурьбой... (Посередине столов - островок, на нем сидят зайцы.)
- С каждой минутой вода подбиралась... Тут я подъехал... взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
(Все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат.)
Воспитатель: А что бы вы сделали на его месте?
Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.
Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.
- У нас есть подготовленная форма для нашей композиции.
Дети: А почему она похожа на зеркало?
Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики и небольшой островок, на котором, прижавашись друг к другу, сидят испуганные звери.
Повторяя строчки из стихотворения воспитатель обыгрывает ситуацию
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай спасает зайчиков.
- Как он их спасает?
Дети: Поднимает их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами спрыгивают в лодку со своих пеньков.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.
Воспитатель: Как можно показать настроение и характер зайцев?
Дети: Зайки бояться воды и сидят прижавшись к друг другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат.
Дети: показывают свои грустные лица.
Воспитатель: Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди голубой воды?
Дети: Ему страшно.
Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?
Дети: Он рад, что спас его дед Мазай.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах.
Воспитатель: Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?
Дети: Он теперь в безопасности.
Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и через позу и движение туловища. Опишите мне словами в каких позах зайчики ждут помощи.
Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки прижали, ушки навострили и прислушиваются.
- Покажите мне, ребята, Попробуйте и вы передать движение зайчика. Можно изобразить, что зайка сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в разных позах).
Дети: А можно поднять зайке лапки к верху или прижать ушки к туловищу.
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Зайка серенький»
(показываем движениями)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот-так, вот-так, и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот-так, вот-так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал:
Зайка прыг, и ускакал
(дети разбегаются).
Дети: Дети играют в игру, воспитатель задает тему настроения.
Воспитатель: А какого размера будут наши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальчиком.
- А перед тем как начнем работать, давайте немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.
(Самостоятельная деятельность детей. Если ребенок не может или затрудняется самостоятельно выполнить тот или иной прием, то я помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием, например: примазывание)
Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Посмотрев на них, пробуждается ощущение как будто бы мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.
- Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему?
Дети: ...
Воспитатель: Внимание обратите на то, аккуратными ли получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движении и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали?
Дети: Мы научились лепить зайчат...
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду