Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры
Методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников
Мухаметдинова Л.Ш., воспитатель МАДОУ Д/с № 106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ
Целью методики является развитие адекватного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.
Программные задачи сюжетно-ролевых игр для среднего возраста:
- Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты, на основе полученных знаний из различных источников:
- отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых;
- использовать в играх несложный материал произведений с помощью воспитателя;
- разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.
- Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам.
- Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители.
- Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.
В этом разделе представлены несколько конспектов игр как для совместной деятельности с воспитателем, так и для самостоятельных игр детей средней группы ДОУ, а также примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
Игра «Город мастеров».
Цели игры:
- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».
Примерный ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас у всех растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали!
(звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город - «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на ветрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный.
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки.
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.
Игра «Уложи куклу спать».
Цели игры:
- Соотносить предметы по величине;
- Закреплять словесное обозначение величин: «большой-маленький», «больше-меньше»;
- Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату;
- Закреплять знания детей о мужской профессии столяра, предметах, необходимых для его работы, уважать его труд и понимать цель труда;
- Развивать стремление подражать взрослым и оказывать им посильную помощь, формировать представление о роли отца и матери в семье.
- Воспитывать доброжелательное отношение девочек и мальчиков друг к другу и к маленьким детям.
Материалы и оборудование: две куклы (большая и маленькая), 2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними две куклы: большая и маленькая.
Воспитатель: Ребята, к нам в сад пришли куклы, посмотреть, как мы здесь живем, чем занимаемся. Но пока они обошли и посмотрели все группы, потанцевали в музыкальном зале, попрыгали на физкультуре, они очень устали и захотели спать. Но у них нет кроваток. Давайте поможем их сделать.
- Девочки и мальчики, а как вы думаете, человек какой профессии может сделать кровати? (столяр, рассмотреть иллюстрацию)
- Из чего? (из досок, с помощью гвоздей и молотка)
- Какие инструменты он использует? (ответы детей)
- А как вы думаете, плотником может быть мужчина или женщина? (в основном, мужчина)
- Почему? (нужна мужская сила, чтобы поднимать доски, пилить их, забивать гвозди и т. д.)
- Девочки, давайте попросим наших мальчиков - будущих мужчин, собрать нашим куклам кровати. Строительный материал лежит рядом с вами.
- А какие кровати мы будем строить? (1 большая, 1 маленькая).
- Почему? (потому что одна кукла большая, а другая маленькая).
Мальчики строят кровати; воспитатель при необходимости оказывает помощь в расположении элементов строителя.
- Ну вот. Мальчики построили кроватки. Давайте посмотрим, удобно ли будет куклам в этих кроватках?
- Какая кровать построена для большой куклы? Для маленькой?
(Дети кладут кукол и, таким образом, проверяют соответствие величин кукол и кровати. В оценке результатов должны участвовать все дети. В случае надобности, ошибки в постройке исправляются.)
Воспитатель достает белье.
- Мальчики пусть пока отдохнут. А мы попросим девочек застелить куклам кроватки.
(Дети вновь контролируют правильность застелания кроватей).
Когда кровати застелены, воспитатель дает одну куклу мальчику, а одну девочке.
- Как вы думаете, мальчик сможет уложить куклу спать? Почему? (Да. Когда мальчик вырастет, у него будут свои дети, он будет помогать их нянчить.)
- А чтобы куклы спали крепко и сладко, давайте споем им колыбельную.
- Кто поет детям колыбельные? (Мамы)
- А папы могут спеть? (Да)
Дети вместе поют колыбельную «Баю-баюшки-баю» и укладывают кукол в кроватки.
Воспитатель: Молодцы, девочки и мальчики. Вы хорошо помогли куклам: вы построили большую и маленькую кровати. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку и одеяло, а на маленькую кровать - маленькую простынку и маленькую подушку и одеяло. Теперь куклам будет удобно на них спать.
- А теперь, когда куклы уложены спать, можно отдохнуть и нам. Давайте поиграем. (Самостоятельная игровая деятельность.)
«Дочки - матери»
Цель игры:
- Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками.
- Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой и т. п.
- Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.
Оборудование: макет дома; одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту; чайная посуда; предметы личной гигиены; утюг, гладильная доска, веник, совок, предметы для стирки; бытовая техника; макеты комнат; мелкая мебель; игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок; куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.
Подготовка к игре
- Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты.
- Изготовление макетов комнаты или дома.
- Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники.
- Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники.
- Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик-помогай», произведений о маме и папе.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям разные ситуации.
«Переезд». Воспитатель беседует с детьми, рассказывает, что нужно знать для переезда на новую квартиру.
«Новоселье». Дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.
Ролевые взаимодействия:
Мама - сын.
Бабушка, дедушка (дети, внуки).
Папа - сын.
Мама - дочь.
Папа - дочь.
Папа - мама.
«Детский сад»
Цель игры:
- Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада.
- Предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого. Оборудование
Альбом «Дети играют в детском саду»; выставка детских рисунков и поделок; макет здания детского сада; игрушки-заместители: из бумаги, ткани, полиэтилена - халаты, колпаки, из бумаги - книжки, тетради, игрушки.
Ход игры:
Воспитатель путешествует с детьми по всем уголкам детского сада.
Ролевые взаимодействия
Воспитатель - дети.
Младший воспитатель - дети.
Воспитатель - заведующий.
Воспитатель - медсестра.
Заведующий - методист.
Медсестра - дети.
Повар - дети.
Повар - медсестра.
«Скорая помощь»
Цель игры:
- Рассказать о работе врача, медсестры.
- Воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников.
- Уточнить знания детей о работе врача, медсестры и других специалистов (стоматолог, лор, окулист).
- Учить самостоятельно объединять несколько игр.
- Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.
Оборудование:
Шкаф для хранения лекарств; медицинские весы; пластмассовые пробирки, пипетки, пинцет, термометр, шпатель, фонендоскоп; таблица для проверки зрения; набор медицинских инструментов, халаты, стол, стул; краски, смеси для изготовления лекарств; носилки для больных; игрушкизаместители: из бумаги - рецепты, направления, карточки, из поролона, картона - витамины, таблетки, из клеенки - горчичники; флакончики изпод витаминов.
Подготовка к игре
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы.
- Игра-драматизация «Доктор Айболит»,
- Рассказ об аптеке.
- Беседа о работе «Скорой помощи».
- Рассказ о военных медиках.
- Рассказ о медицинских осмотрах космонавтов.
- Рассказ о строительстве больницы, поликлиники, аптеки.
Ролевые взаимодействия
Врач - пациент.
Врач - медсестра.
Медсестра - пациент.
«Строители»
Цель игры:
- Знакомить детей с разными строительными профессиями: штукатур, маляр, каменщик, плотник.
- Уточнять представления детей о видах мужских и женских профессий.
Оборудование: строительные машины; инструменты: мастерки, кисти, ведра; иллюстрации, чертежи; строительные каски; карта города; альбом «Наш город»; игрушки-заместители: макет домов из картона, вырезки из журналов.
Подготовка к игре
Беседа о родном городе, о том, что здания строят, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов.
Рассматривание фотоальбома «Наш город».
Ролевые взаимодействия
Бригадир - маляр.
Бригадир - заказчик.
Бригадир - каменщик.
Бригадир - плотник.
«Салон красоты»
Цель:
- Рассказать детям о работе парикмахера.
- Расширять знания детей о мужских и женских причёсках.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
- Учить использовать предметы-заместители.
- Развивать воображение, учить самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет.
Оборудование: зеркало; халат; флакон от лака, ленточки, резинки, заколки, оборочки, расчески, бигуди; фартук; инструменты (баночки, бантики, фен, расчески, ножницы, бигуди).
Подготовка к игре
- Рассматривание причесок.
- Изготовление альбома причесок.
- Беседа о салоне красоты, об уходе за внешностью.
- Конкурс красоты.
- Приглашение в ДОУ мастера-парикмахера (можно кого-то из родителей).
- Беседа о важности и значении работы парикмахера.
Ход игры
С помощью детей воспитатель устраивает в группе уголок «Салон красоты» (зеркало, расчески, щетки, ножницы, фен, флаконы из-под шампуня, лак, бигуди).
Проводится занятие по рисованию на тему «В салоне красоты», устраивается выставка рисунков.
Составляется альбом с моделями - рисунки детей или фотографии из журналов с разными прическами.
Ролевые взаимодействия
Парикмахер - клиент (мужчина, женщина).
Парикмахер - другой клиент.
Парикмахер - другой парикмахер.
Парикмахер - директор «Салона красоты».
Примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность