Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»
Гайсина Люция Габдрахмановна, ст.воспитатель, МАДОУ Д/с №106 «Забава», г. Набережные Челны
Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой - действием в воображаемой, условной ситуации.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: сначала с игрушками, заменяющими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления.
Воспитатель должен заменить дошкольнику и старших братьев, и сестер, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями. Из этого следует первый принцип сюжетно-ролевой игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Сформулированные принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
Для развития игры как самостоятельной детской деятельности очень важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить их и самостоятельно поэтапно решать, усложняющимися способами и средствами.
Таким образом, важная роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.