Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте
Прислала: Саплина Ю.А.
Пятый год жизни - период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития. Ребята очень активно овладевают средствами эмоциональной выразительности, а именно меняют интонацию при передачи содержания прочитанного произведения, воспроизводят диалоги взрослых из жизни, и действующих лиц, из рассказа или сказки, очень эмоционально передают характер персонажей.
Все знания и умения, дети получают в разных видах деятельности, и конечно же найдут отражение в играх. Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно - ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно - ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование - творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.
Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно. Именно в сюжетно - ролевой игре они
Успех сюжетно - ролевой игры в этом возрасте во многом будет зависеть от педагога и его приема руководства. Так же будет немало важен запас знаний ребенка об этой игре и ее составляющих частях.
Источник, который питает игру, это реальный опыт - разнообразные знания об окружающем. Дети в этом возрасте начинают вступать в контакт со сверстниками, взрослыми. В процессе общения усваивают определенные нормы поведения и взаимодействия: пытаются учитывать характер, настроение собеседника, стараются быть более внимательными.
Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.
Проводя занятия, становится заметно, что в большинстве случаев внимание детей приковано к тому, какая у педагога мимика лица, жестикуляция, интонация и стиль разговора при рассказе. Все это буквально сразу же применяется детьми в различных видах их деятельности, а так же в игре. Большой опыт дети черпают из отношений взрослых в семье.
Стоит предпринять попытки организовать повседневную жизнь своих дошколят так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем - либо к другим людям, сверстникам, что развивает коммуникабельность, являющеюся одним из главных качеств в повседневной жизни.
Была разработана комплексная сюжетно - ролевая игра «Киностудия», где четко выраженные отношения между сверстниками и взрослыми, их умения действовать слаженно в коллективе.
Предварительная работа с детьми.
Для начала стоит обратиться к жизненному опыту дошкольников: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Дети делятся полученными впечатлениями с педагогом и сверстниками, рассказывают положительные и отрицательные эмоции, полученные при просмотре. Для этого проводятся беседы на прогулке.
Затем разрабатывается «Маршрут выходного дня», где дети вместе с родителями посещают кинотеатр. Большая роль должна отводиться именно отношениям и общению в семье, как наглядный и более идеальный пример для всестороннего развития ребенка.
На следующем этапе познакомить с профессиями режиссер, гример, актер, оператор, костюмер и их родом занятий. Для этого провести беседы из цикла «Профессии», а так же необходимыми для этих профессий атрибутами.
Последний этап, это знакомство детей с профессией актер, и с его работой. Для этого стоит просмотреть слайды из различных сказок, где четко определена роль актера в фильме. Так же можно рассмотреть журналы о кино.
Дети выбирают сказку самостоятельно, опираясь на то, что ее должны знать все. Затем, драматизируют некоторые сюжеты, где обращается внимание на особенности поведения того или иного персонажа. Так, например, дедушка старенький, у него болит спина, он прихрамывает на ногу и держится за палочку. Ребенок старается очень точно передать характер, опираясь на полученные знания.
Сюжетно - ролевая игра: съемка фильма «Курочка Ряба».
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; закреплять умение обозначать свои действия словами; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.
Ход игры.
Воспитатель.
- Ребята, сейчас мы с вами выберем сказку и будем снимать кино. Как вы думаете, какую сказку нам выбрать?
Дети.
- Нам нужна сказка, которую знают все дети.
- А я бы хотел, чтобы сказка была доброй.
- Я хочу смешную сказку.
- Сказку про курочку Рябу, которую знают все, снимем про нее кино.
Воспитатель.
- Хорошо, но сначала повторим эту сказку.
Повторение сказки. (Педагог обращает внимание на характер персонажей, и просит их описать).
Дети.
- Бабушка старенькая, в платочке, в длинной юбке с фартуком. Она добрая и большая, с розовыми щечками.
Дети описывают по очереди всех персонажей: дедушку, бабушку, курочку Рябу, яичко и мышку.
Воспитатель.
- Попробуем сыграть сценку, как дедушка и бабушка плачут, когда яичко разбилось.
Дети проигрывают сценку, стараясь передать характер и эмоциональное настроение персонажей.
Воспитатель.
- Ребята, вспомните чем должны заниматься костюмеры, гримеры, режиссер, оператор и зрители.
Дети.
- Костюмер одевает актеров в костюмы, в которых они будут похожи на персонажей сказки.
- Гример украшает актеров: дедушке приклеивает бороду, мышке рисует усы и носик, чтобы она была похожа на настоящую мышку.
- Оператор все снимет на видеокамеру, а режиссер будет следить за актерами и их игрой. Он дает команду когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.
- Зрители смотрят фильм, который получился.
Костюмер.
- Актер дедушка, пройдите, пожалуйста, в костюмерную.
Все актеры по очереди подходят к костюмеру, он помогает им одеться.
Одетых актеров приглашает гример.
Гример.
- Актер мышка, пройдите, пожалуйста, в гримерную.
Гример накладывает актерам грим.
Воспитатель.
- Вот все и готовы. Начнем съемку фильма.
Режиссер.
- Актеры, пожалуйста, займите свои места. Камера - мотор!
Дети проигрывают сказку.
Режиссер.
- Стоп! Снято! Всем спасибо!
Звучат аплодисменты зрителей!
Количество задействованных детей - 10. остальные дети принимают участие в роли зрителей.
Атрибуты: костюмы дедушки, бабушки, курочки рябы, яичка, мышки. Атрибуты для грима, видеокамера, режиссерский стул.
Выбор фильма и количество задействованных лиц в игре определяют дети самостоятельно, или если это необходимо с помощью педагога.
Роль педагога - направить действия детей так, чтобы они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие между собой.
По окончании игры педагог поощряет детей, отмечает выразительные жесты, мимику, интересные движения, сообразительность, а так же доброе и уважительное отношение друг к другу.