Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры
Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре (часть 3)
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
| Роли | Ролевые действия |
| Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
| Врач-специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
| Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
| Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
| Регистратор | Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
| Пациент | Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Построение ролевого диалога
| Главный врач | Медсестра | Пациент | |
| Врач-специалист | Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием |
Выполняет указания, назначения врача. Помогает врачу. |
Приходит на приём с жалобами. Просит назначить лечение. Благодарит. |
| Санитарка | Контролирует работу. | Организует работу | Принимает улов. Раскладывает улов в ящики, упаковывает. Контролирует работу рыбаков |
| Регистратор | Организует работу. Контролирует |
Приносит мед. карты больных из регистратуры | Записывается на приём к врачу. |
| Шофёр | Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. |
Ездит помогать больным в домашних условиях |
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| Доктор | Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. |
| Медсестра | Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники. |
| Пациент | Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
| Регистратор | Заполняет карту больного, даёт талончик. |
| Медсестра процедурного кабинета | Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание. |
| Продавец в аптечном киоске | Отпускает лекарства по рецепту врача |
Построение ролевого диалога
| Медсестра | Процедурная медсестра | Работник аптечного киоска | |
| Доктор | Выполняет указания врача, помогает вести приём больных | По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры | |
| Пациент | Выписывает направления на обследование | Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции | Выкупает лекарства по рецепту |
| Регистратор | Берёт карту больного, относит её к доктору | ||
| Шофёр (скорой помощи) | Выезжает к больным на дом | Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск |
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
| Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
| Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
| Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
| Зав. почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
Построение ролевого диалога
| Заведующая | Клиенты | Оператор | Шофёр | |
| Почтальон | Даёт указания о выполнении работы. Контролирует работу почтальона. Выдаёт зарплату. |
Получает письма, газеты, журналы, открытки. Передаёт письма, открытки для отправки. |
Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки | Подвозит почтальона |
| Оператор | Даёт указания о работе с клиентами. Контролирует работу. Выдаёт зарплату. |
Отправляет посылки, бандероли, письма. Покупает газеты, журналы, открытки. Отправляет денежные переводы |
Помогает в отправлении посылок, бандеролей | Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию |
| Клиент | Общаются. | Занимает очередь. Общаются. |
Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их. Принимает письма, денежные переводы |
|
| Шофёр | Выдаёт зарплату. Даёт указания по перевозкам |
Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки |
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
| Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
| Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
| Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
| Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
Построение ролевого диалога
| диспетчер | Шофёр другой машины | Пассажир | |
| Шофёр | Даёт указания об отправлении машины. Объявляет маршрут. Контролирует |
Оказывает взаимопомощь. Берёт на буксир. |
Спрашивает о том, на какой остановке выйти. Просит остановить машину |
| Пассажир | Посылает контролёров | Пересаживает на другую машину. | Беседует о поездке. Уступают место. Общаются. |
| Бензозаправщик | Устанавливает очередь. Оказывает помощь в заправке. |
||
| Милиционер | Выполняет указания работников милиции. Платит штраф |
Соблюдает правила дорожного движения, поведения. Подчиняется указаниям |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| Капитан | Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды |
| Боцман | Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. |
| Штурман | Следит за маршрутом плавания |
| Радист | Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. |
| Врач | Лечит заболевших во время плавания |
| Пассажиры | Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте |
| Кассир | Продаёт билеты, проверяет их |
Построение ролевого диалога
| диспетчер | Капитан другого корабля | Пассажир | |
| Капитан | Даёт указания об отправлении корабля. Объявляет маршрут. Контролирует |
Приветствует. Оказывает помощь |
Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт |
| Радист | Передаёт сводку погоды. Передаёт радиограммы |
Отправляет сигнал или какое-то послание | Отправляет телеграмму домой |
| Врач | Оказывает помощь членам команды другого корабля | Лечит заболевших | |
| Пассажир | Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты | Пересаживается на другой корабль | Беседуют. Гуляют по палубе, общаются |
| Боцман | Даёт указания матросам помочь другому кораблю |
Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| 1 Пилот | Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа |
| 2 пилот | Дублирует действия 1 пилота |
| Штурман | Следит за навигационной обстановкой, работает с картой |
| Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит. |
| Бортмеханник | Обслуживает системы самолёта и двигателя |
| Стюардесса | Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров |
Сюжетно-ролевая игра «Универсам»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
| Роли | Ролевые действия |
| Зав. магазином | Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам. |
| Водитель | Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его. |
| Продавцы продтоваров и промтоваров | Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар) |
| Покупатели | Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. |
Построение ролевого диалога
| Товаровед | Охранник | Продавцы | |
| Заведующий магазином | Заказывает по телефону товар, берёт накладную | Приветствует. Оказывает помощь |
Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату. |
| Продавцы | Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва | Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве | |
| Водитель | Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной | ||
| Покупатели | Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок. | Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить |