Игровая деятельность дошкольника > Сюжетно-ролевые игры
Материалы для сюжетной игры для детей старшей и подготовительной группы
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.
С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п.
Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление - изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты - предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.
Второе направление - изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевёрнутые стулья, стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е выступать в качестве творца.
Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.
Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные - динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.
В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб - это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).
«Полные» сюжетообразующие наборы - макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.
Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу | |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Набор кукол: семья (средние) | 2 | |
Куклы средние (20-30 см.) | 5 разные | ||
Мягкие животные, средние и мелкие | 8-10 разные | ||
Набор персонажей для плоскостного театра | 3-4 разные | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо: | 10 разные | ||
Наборы мелких фигурок (5-7 см) | Домашние животные | 1 | |
Дикие животные | 1 | ||
Динозавры | 1 | ||
Сказочные персонажи | 3-4 разные | ||
Фантастические персонажи | 2 разные | ||
Солдатики (рыцари, богатыри) | 3-4 разные | ||
семья | 2 | ||
Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см) | 10 разные | ||
Белая шапочка | 2 | ||
Плащ-накидка | 5 разные | ||
Фуражка / бескозырка | 3 | ||
Каска / шлем | 2 | ||
Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей | 3-4 разные | ||
Корона, кокошник | 2-4 | ||
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (средней) | 2 | |
Набор кухонной посуды (средней) | 2 | ||
Набор чайной посуды (мелкий) | 2 | ||
«Приклад» к куклам среднего / мелкого размера | 2 / 2 | ||
Чековая касса | 1 | ||
Часы | 2 | ||
Грузовик (средний) | 2 | ||
Автомобили разного назначения (средних размеров) | 5 | ||
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 2 | ||
Телефон | 3 | ||
Подъёмный кран, средний | 1 | ||
Набор: военная техника | 2-3 | ||
Набор: самолёты / корабли (мелкие) | 1 / 1 | ||
Самолёт, вертолёт средних размеров | 2 | ||
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 2 | ||
Сборно-разборные автомобили, самолёт, вертолёт, ракета, корабль | По 1 каждого наименования | ||
Бинокль (подзорная труба) | 2 | ||
Весы | 2 | ||
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением | 1 | ||
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная) | 1 | ||
Кораблики, лодки, средних размеров | 2 | ||
Ракета-робот (трансформер), средних размеров | 1 | ||
Автомобили мелкие | 10 разные | ||
Маркеры игрового пространства | Стойка с рулём / штурвалом (съёмным) | 1 | |
Стойка-флагшток | 1 | ||
Объёмные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) | 10-20 разные | ||
Набор мебели «школа» для мелких персонажей | 1 | ||
Набор мебели для мелких персонажей | 2 | ||
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | ||
Бензозаправочная станция - гараж (сборно-разборная) | 1 | ||
Маяк | 1 | ||
Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта | 1 | ||
Универсальная складная рама / ширма | 1 | ||
Трёхстворчатая ширма-театр (или настольная ширма-театр) | 1 | ||
Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера / для мелких персонажей | 1 / 1 | ||
Макет замок / крепость | 1 | ||
Ландшафтный макет (коврик) | 1 | ||
Тематические строительные наборы для мелких персонажей: | город | 1 | |
крестьянское подворье (ферма) | 1 | ||
зоопарк | 1 | ||
крепость | 1 | ||
домик | 3 | ||
Полифункциональные материалы | Объёмные модули (крупных размеров, разной формы) | 10 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | ||
Крупный строительный набор | 1 | ||
Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м) | 5 | ||
Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |