Игровая деятельность дошкольника > Подвижные игры для детей
Английский язык для детей в детском саду
Вергун Татьяна Юрьевна, педагог ДО учитель английского языка МДОУ ДС №23 г.Белгород
Подвижные русские народные игры с переводом слов-приговорок на английский язык
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Golden gates, Golden gates
Are not always the same!
For the first time they forgive,
For the second time - forbid,
For the third time -don’t run or hop!
Only stop, stop, stop!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
«Горелки»
Эта игра очень древнего, по-видимому, еще общеславянского происхождения, так как известна почти у всех славян как их исконная народная игра.
Несколько веков игра «Горелки» была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах до сих пор. Эта игра часто и ярко изображалась в русском искусстве, особенно в литературе (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и др.)
Играют на лужайке, площадке длиной не менее 20-30 м (15-25 и более подростков или юношей и девушек).
Описание.
Участники, разделившись на пары (обычно в паре - мальчик с девочкой или юноша с девушкой), берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди в 3-5 м от первой пары стоит «горельщик» (водящий). Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Shine! Shine!
Don’t decline!
Look at the sky!
Birds are so high!
«Горельщик» стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с «горельщиком», ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один. Если же «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.
Правила
- «Горельщик» не имеет; права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
- Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово «звенят».
- «Горельщик» может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
Разновидности игры
Если играет молодежь, то часто играющие договариваются, что «горельщик» должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой: пойманный же идет «гореть». Метрах в пятнадцати-двадцати впереди «горельщика» заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
Если играющих много, можно стать попарно в две колонны (одна напротив другой) на расстоянии 8-15 м. Впереди колонн стоят 1-2 «горелыцика». По сигналу 1-2 пары бегут одновременно и стараются соединиться со своей парой, а «горельщики» ловят любого из бегущих. Такая разновидность игры называется «двойные горелки». Чаще всего эту игру проводят на праздниках и гуляньях, когда собирается много народу.
«Сколько часов до вечера?»
Играют дошкольники разного возраста, когда соберутся вместе 2-5 и более человек и найдется под рукой прямая нетолстая палка (2-3 см в диаметре) длиной от 50 до 150 см. Организуют игру самостоятельно, специальных судей не требуется. Иногда играют и в одиночку, готовя для товарищей сюрприз - новые, остроумные способы игры.
Описание
Палку держат вертикально на кончике одного или двух пальцев руки. Нельзя поддерживать палку другой рукой. Чтобы палка не упала, приходится делать балансирующие движения и рукой, и всем телом, шагать вперед, назад, в сторону, наклоняться и т. д. При этом следят, сколько секунд удержится палка до падения, или проговаривают речитативом стишок:
Малечина-калечина.
Сколько часов до вечера?
Раз, два, три. ..
Malechina-kalechina.
How many hours are up to the evening?
One, two three
Когда палка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного падения на пол (на землю). Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал, прежде чем уронил палку.
Правило. Счет ведет сам держащий палку, причем с оговоренной скоростью, иначе его результат не засчитывается.
Разновидности. Придумывают новые способы держать палку:
- на тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове, на большом пальце ноги и т. д. ;
- слегка подбрасывая палку вверх, перемещают ее по руке, продолжая удерживать вертикально;
- удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут по начерченной линии и т. п. ;
- держат одновременно 2 палки (например, одну на ладони, другую на голове).
«Лапта»
Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе Российской Федерации.
В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3, 5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).
Описание.
На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.
По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «отсалиться»).
Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.
Правила
- Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.
- Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара.
- Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют.
- Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней.
- Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо.
- Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.
- Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля».
- Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города».
- Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.
Вариант - «Лапта с полуконом» . То же построение играющих, что и в предыдущей игре, только посередине между линиями «города» и кона чертится параллельно им линия полукона для того, чтобы бегущий после удара по мячу мог остановиться на полуконе в случае, если ему трудно добежать до кона. При следующем ударе он бежит на кон, а затем, если сможет, бежит обратно и на обратном пути может остановиться на полуконе.
Правила - те же, что в предыдущей игре.
«Круговая лапта»
Это старинная игра. В XIX в. ее называли «Немой лаптой». Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный мяч)
Описание
На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник.
Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию, одна из них - «водящая команда» (она становится в середину круга или прямоугольника), другая - «полевая команда» (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процесе игры количество водящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков. Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.
Правила
- Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.
- Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.
- Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается и водящий остается в кругу.
- Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.
- Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.
«Гуси-лебеди»
В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание.
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне - линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные - «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит:
Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!
Gees, gees, let’s go for a walk!
Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко:
«Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!»,
Gees, gees, run home! The wolf is after you!
они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».
Правила.
- «Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
- «Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника». Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:
- А что он там делает?
What is he doing?
«Пастух» отвечает:
«Гусей щиплет!»
- Каких?
- Серых да белых.
He is nibbling the gees!
Which gees?
White and grey.
После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».
Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.
- Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.
Пчёлы
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные -
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Where are the bees?
Where are the bees?
Hidden away where nobody sees!
Watch and you’ll see them come out of the hive,
One, two, three, four, five
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
Тополёк
Участники игры берут себе названия деревьев: дуб, берёза, рябина, сосна, клён и г. д. Взявшись за руки, они становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону. Каждый играющий исполняет песню про «своё» дерево. Например, о тополе поют:
Стоит тополёк
Тонок и высок,
Тонок и высок,
Листвой широк.
Его солнышком печёт,
Частым дождичком сечёт,
Буйный ветер повевает,
Тополёчек наклоняет,
А он маковкой звенит
И весёленький стоит.
Here is a poplar.
It is big and long.
It is beautiful and nice.
It is old and wise.
Затем на середину круга выходит выбранный по считалке жмурка. Ему завязывают платком глаза и дают в руки жгут или пояс. Жмурка называет два дерева, и сразу двое ребят бегут и меняются местами. Жмурка их ловит, стараясь обхватить жгутом. Пойманный становится новым жмуркой.
В перстни
Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню -
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
I can smile, I can sing.
I have a very nice ring!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали
Всё за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Let’s try to find!
Let’s try to guess!
Do you like it? Yes!
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка-по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, у кого из играющих спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.
Вариант: "Колечко"
Дети садятся в ряд на скамейке и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры с первыми строками стиха "Колечкоколечко..."
Одному из них он должен незаметно оставить «колечко». Обойдя всех играющих, водящий заканчивает стишок:
"Колечко-колечко,
Выйди на крылечко!"
Ring, ring, come out, come out!
После слов "Выйди на крылечко!" тот, у кого оказалось колечко, должен вскочить и добежать до водящего. Все остальные, . не вставая со скамейки, пытаются, перекрестив руки, его удержать. Если Колечку удалось выскочить, он становиться новым водящим.