Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника > Дидактические игры для детей

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной и старшей группы

Попова А.В., воспитатель МАДОУ д/с «Колобок»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовнонравственного воспитания.

Я предлагаю дидактические игры, которые придумала сама на формирование духовно-нравственного воспитания. Эти игры лучше запомнить и закрепить материал.

Дидактическая игра «Мой ангел» (для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • расширять представления детей о сотворении мира Богом;
  • уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;
  • воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов (Приложение №1), цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.

Ход игры:

  1. Рассказ педагога об ангелах.

Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.

  1. Вспомнить у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.
  2. Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Выставка детских работ.

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
  • поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
  • содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Материалы: образцы узоров (Приложение №2), белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей.

Материал №2: пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки.

Ход игры:

  1. Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".

В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.

  1. Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
  2. Изготовление пасхальных подарков.
  3. Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их - кто больше найдет.

Дидактическая игра «Украшение иконы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • расширять представление детей об иконе;
  • познакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
  • учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
  • способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: Иконы «Богоматери» (Приложение №3), цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры:

  1. Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой «Икона Божьей Матери»

Икона Божьей Матери,

Прошу меня храни.

От бед, напастей горестных

Меня убереги.

С Тобой я свет увидела

В далёких облаках.

Икону Божьей Матери

Держу я на руках.

Растопишь сердце ты моё

В преддверии трудных дней

И станет ясно и легко

На душе моей.

  1. Рассматривание икон, выбор иконы для игры.
  2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
  3. Украшение иллюстрации иконы.
  4. Рассматривание и обсуждение.

Дидактическая игра «Собери Храм» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • знакомить детей с внешним устройством Храма;
  • дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;
  • расширять словарный запас детей;
  • способствовать развитию образного восприятия Храма;
  • воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материал: образец Храма (Приложение №4), несколько наборов мозаичного изображения Храма.

Ход игры:

  1. Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части.
  2. Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.

По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.

Дидактическая игра «Узнай и назови икону» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • расширять представление детей об иконе;
  • знакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
  • учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
  • воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам;
  • способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: иконы с Образами, известные детям (Приложение №3 образы святых Серафим Саровский, Пятирим Тамбовский, Николай Угодник, Матрона Московская, Ксения Петербуржская, Марфа Тамбовская).

Ход игры:

Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.

Дидактическая игра «Назови православный праздник» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №5).

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
  2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.


Дидактическая игра «Назови библейское событие» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
  • прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с библейскими сюжетами (Приложение №6).

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок. Беседа о событиях, изображенных на них, их значении.
  2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют библейское событие. Затем рассказывают всё, что о нём знают.

Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №7).

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику в логической последовательности. Беседа о праздниках, их значении и традиции.

Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения.

Дидактическая игра «Какие памятники святым в Тамбове Вы знаете» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о святых и их жизни;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями памятников святым, установленных в Тамбове.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети называют святого, изображенного на памятнике, рассказывают о его жизни

Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения

Дидактическая игра «Какие храмы в Тамбове Вы знаете» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о православии;
  • побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями храмов Тамбова.

Ход игры:

  1. Рассматривание картинок.
  2. Дети называют храм, изображенный на картинке, рассказывают о его жизни.

Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • расширять представление детей о православном празднике «Сретение Господне»
  • познакомить детей с православными традициями;
  • способствовать развитию творчества при украшении выполненного изделия
  • поощрять инициативу и радость от созидания, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры:

Чтение стихотворения «Сретенская свеча»

Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно,

Пусть спокойно мерцает она.

Пусть горит огонек надежды, пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться.

Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.

  1. Рассматривание иконы.
  2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
  3. Украшение свечи.
  4. Рассматривание и обсуждение.
Поделиться: