Игровая деятельность дошкольника > Игры для детей
«Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей» консультация для родителей
Глинкина Д.Ю., воспитатель ГБОУСОШ38 ДО №818 г. Москва
Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а в процессе игрового взаимодействия с взрослыми в детском саду и дома.
Детская игра - это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличии от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.
Известно развивающее значение игры в раннем дошкольном детстве, как средства обучения отдельным умением - формирование умственного плана действий. Анализ психологической литературы показывает: изучение мотивационной сферы связано, прежде всего, с изучением сущности игры, ее развивающей функции.
Мотив игры, по мнению А. И. Леонтьева, лежит в самой игре, ребенок играет потому, что ему интересно играть, интересно действовать в воображаемой ситуации.
Для ребенка игра - способ его самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, добрый волшебник, герой-воин, летчик космонавт, путешественник. В игре ребенок там, где ему хочется быть, на Луне, на дне моря, в школе. Игра позволяет ребенку "остановить мгновение", повторить и прожить его еще много, много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторять в игре. У каждого ребенка - свой мир игры. Но, когда он попадает в общество сверстников, а это происходит довольно рано, он открывает для себя "мир" других детей. Это очень увлекательно и интересно, но и очень трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.
Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3-4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садится и т. д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход.
Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать. Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего. Требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процессов создания.
В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, педагогам следует:
- Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать домиком, трубой, конем).
- Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, бумагу и т. д.
- Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
Вот некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии и речи детей.
- Оживление предмета. Любая вещь, наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, потому что они движутся. Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где "вольности"не всегда доступны, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения
- Переигрывание сказки. Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитательница говорит: "Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры - трудолюбивые, добрые девочки (Выбирается золушка и ее сестры) ". Педагог рекомендует детям придумать и продумать новый сюжет, а затем разыграть его.
- Игра с числами. Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: "Сто". Дети продолжают "Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили и т. д.
Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой. Поведение ребенка в игре, его активность-показатель уровня речевого развития.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами правильно выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Поставили цель: добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.
Наметим занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Например, знакомим детей с трудом взрослых (почтальона, продавца, шофера). При этом обращаем внимание на понятные им трудовые действия (шофёр управляет автомобилем, ухаживает за машиной; продавцы взвешивают, отпускают товар; почтальон разносит письма, газеты). Использовали для игры и упражнения: "Кому что нужно для работы? ""Для чего нужна эта вещь? ", "Назови одним словом? ", "Четвертый лишний", "У Коли новая квартира"и т. д.
Работа над правильным построением предложений проводилась не только на занятиях, но и продолжалось в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Например, игра "Автобус". Вначале намечали ход игры и содержание. Вместе строили из стульчиков автобус. Воспитатель брал на себя роль водителя, дети-пассажиры. Водитель объявляет остановки. Каждая остановка - какой-либо"магазин", например "ОДЕЖДА", ""ОБУВЬ", "МЕБЕЛЬ", "ОВОЩИ", "ПОСУДА". Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке. Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно.
Взрослый, участвуя в игре, направляет действия детей вопросом, непосредственным показом, и главное побуждает к высказываниям.