Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника > Игры для детей

Комплекс игр и упражнений для развития логического мышления у старших дошкольников

Любивая Г.Г., воспитатель МАДОУ д/с №17, Белгородская область, г. Алексеевка

«Назови одним словом»

Педагог зачитывает слова и просит детей назвать одним словом:

Сосна, ель, ива, клен... -

Шапка, юбка, носки, галстук... -

Сыр, мясо, , хлеб, колбаса... -

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову

Овощи -

Фрукты -

Животные -

Транспорт -

Посуда -

Одежда -

Кто кем (чем) будет?

Взрослый показывает или называет предметы, или явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут

Итак, кем (чем) будет:

Яйцо -

Зернышко -

Желудь -

Мальчик -

Икринка -

Мука -

Теленок -

Яблоко -

Молодой -

Горячий -

Мокрый -

Грязный -

Иногда существуют различные варианты ответов. Например, яйцо может стать крокодилом, змеей и т. д. в таком случае, надо поощрять детей за несколько ответов на вопрос.

«Отвечай быстро»

Педагог, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать быстро предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество предмета.

«Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака»

Педагог называет 2 признака, а дети по очереди называют предметы, обладающие этими признаками.

Яркий, желтый -

Сладкий, легкий -

Черствый, черный -

Звонкий, громкий -

Прозрачный, голубой -

Сильный, добрый -

Затем просит назвать 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

Гладкий. Черный, тихий -

Темный, тяжелый, шумный -

Белый, мягкий, съедобный -

«Мои зверюшки»

Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, постоять как цапли и т. д.

«Ассоциация»

Педагог объясняет детям задание: «Сначала я скажу одно слово, оно будет главным, потом добавлю к нему еще ряд других, которые относятся к нему. Ваша задача, назвать то, без чего главное слово не может обойтись».

Примеры заданий:

  • Комната (стены, кровать, пол, ковер, стул)
  • Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, солнце)
  • Магазин (покупатели, деньги, музыка, касса, товар)

Практически во всех играх, ранее описанных, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом.

Описанные задания нацелены на развитие логического мышления, любознательности и сообразительности.

Давайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиваться в жизни.

Библиографический список:

  • Л. В. Фомина «Сенсорное развитие», Москва, 2001 г.
  • Н. Винокурова «Сборник упражнений для развития творческих способностей», Москва, 1995 г.