Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника > Игры для детей

Игровая обучающая ситуация для дошкольников «Транспорт»

Чеботарева И.Ю., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка», г. Старый Оскол, Белгородская область

Цель: совершенствовать и обобщить знания о разных видах транспорта.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о различных видах транспортных средств; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;
  • Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта;
  • Закрепить знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения; умение детей применять полученные знания в играх.
  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность при выполнении заданий;
  • Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств;
  • Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;
  • Совершенствовать навыки связной речи.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Форма проведения: игровая обучающая ситуация

Ход деятельности

В группе дети замечают воздушный шар, на котором сидит комарик.

- Ребята, как вы думаете, откуда у нас в группе появился шарик? (Дети высказывают предположения: кто-то принес, залетел в окно, прилетел из сказки.)

- В какой сказке комарики летают на воздушном шарике? (В сказке «Тараканище»)

- Послушайте отрывок из этой сказки:

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле, львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике, жаба на метле...

Едут и смеются, пряники жуют...

- На чем же ехал каждый герой сказки? (Медведи - на ве­лосипеде, зайчики - в трамвайчике, жаба - на метле, комарики - на воздушном шарике.)

- Скажите, ребята, на чем вы добирались сегодня в детский сад? (Пешком, на маршрутном такси, на машине с папой или мамой.)

Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежат картинки с различными видами транспорта.

- Посмотрите на картинки и назовите, что вы видите. (На кар­тинках мы видим: самолет, поезд, пароход, ракету, автобус и т. п.)

- Как можно назвать все, что вы перечислили, одним сло­вом? (Транспорт.)

- Для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, чтобы пе­ревозить грузы и людей.)

Дидактическая игра «Распредели правильно».

Воспитатель предлагает детям разделится на три команды и каждой команде выбрать карточку с символом: небо, вода, дорога.

- Ребята, все картинки перепутались, выберите те которые подходят вашей команде и разместите их рядом с вашей карточкой на мольберте. (Дети выполняют задание.)

1 команда: Мы выбрали автобус, троллейбус, поезд, трамвай - это наземный транспорт. Почему он так называется? (Потому что этот транспорт движется по земле, у нас карточка с этим символом).

2 команда: У нас самолет, вертолет - это воздушный транспорт. Почему он называется воздушным? (Транспорт называется воздушным потому, что движется по воздуху высоко в небе.)

3 команда: Корабль, катер, лодка - это водный транспорт, он передвигается по воде.

- Молодцы, вы правильно распределили транспорт.

- Ребята, как вы думаете, в какой последовательности появля­лись виды транспорта. (Дети высказывают предположения)

Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию «История развития транспорта».

Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тя­жести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли... Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жар­ких странах и слоны. Человек получил возможность путеше­ствовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Че­ловек получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Очень много лет домашние животные и ветер верно слу­жили человеку. Но потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был... воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень поле­зен. Но выяснилось, что рельсы, по которым передвигались по­езда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобрета­тели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствова­лись. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на пла­нер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Динамическая пауза

Дидактическая игра «Едет, плавает, летает».

Воспитатель называет вид транспорта, а дети, выполняя движения, показывают, как он движется.

- Для того чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, мы с вами должны соблюдать правила.

- А кто знает, что это за правила? (Правила дорожного движения, нам они знакомы).

- Давайте их вспомним.

Дидактическая игра «Что хотите - говорите».

- Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)

- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)

- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

- Молодцы, хорошо знаете правила дорожного движения.

Дети с воспитателем подходят к мольберту, на котором находятся силуэты машин (машины, перевернуты обратной стороной), на каждой из которой нарисованы стрелочки со слогами.

- Ребята, на улицах нашего города очень много разного транспорта. Есть среди него и специальный транспорт.

- Скажите, чем специальный транспорт отличается от других машин?

(Эти машины имеют звуковой сигнал, специальную светящуюся лампочку на крыше, им нужно уступать дорогу, они могут ехать на красный свет светофора, потому, что спешат на помощь)

- Чтобы узнать названия зашифрованных машин, давайте соединим слоги и прочитаем слова.

1. Дети читают «Пожарная».

- Назовите номер этой службы (01).

- Что нужно делать, чтобы не пришлось звонить по номеру 01? (Не играть с огнем)

2. Дети читают «Скорая». Ее номер (03).

- Когда вызывают «Скорую помощь»? (Если кому-то плохо, случилось несчастье или кто-то заболел).

3. Дети читают «Полиция» номер 01.

- Когда вызывают полицию? (Если не соблюдают правила дорожного движения, попали в аварию, или чтото случилось).

Дети переворачивают машины и замечают, что полицейская машина белая, без опознавательных знаков (нет синий полосы, букв, мигалки).

- Ребята, давайте мы нитками (техника «Ниткография»), добавим не достающие элементы к машине, так чтобы все ее узнали.

Дети берут необходимое оборудование, заготовки машины и выполняют задание.

- О чём мы сегодня вели разговор? (Ответы детей)

- Что нового вы для себя узнали?

- Что вам понравилось на занятии?