«Дошкольный возраст / Воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Работа с родителями в детском саду

Консультации для родителей в детском саду

Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»

Из опыта работы воспитателей подготовительной группы Кравченко М.Н., Медведевой Е.В. и учителя-логопеда Сарайкиной Г.В., Ст.воспитатель Терехова С.Г., СПДС «Дружные ребята» г. Жигулёвск, Самарская обл.

Воспитатель: Мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребёнка больше работать руками. Раньше и взрослым и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас для всей этой работы у нас есть бытовая техника, которая облегчает наш труд. Многие из взрослых не могут найти время для того, чтобы дождаться, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками - ботинки на липучках, вместо рубашки - футболку, а вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. На занятиях они не успевают за ребятами в группе детского сада.

Знаете ли Вы, что у детей предшкольного возраста крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие? Дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т. д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 -11 годам, а запястья - к 10 - 12 годам. Поэтому у ребёнка быстро утомляется рука, он не может в школе писать очень быстро и чрезмерно длительно.

Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребёнка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Как воспитатели подготовительной группы, мы видим актуальность данной проблемы и поставили перед собой цель: развить и подготовить руку наших детей к письму. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пальчиковые игры, пальчиковый театр, массаж кистей и пальцев, штриховка, лепка и т. д. У нас в группе очень много игр и пособий, в том числе и сделанных своими руками, которые помогают развивать мелкую моторику кистей рук.

Что можно использовать для развития мелкой моторики дома? Мы предлагаем Вам купить «Су-джок». О том, что это такое и как этим пользоваться нам расскажет Галина Валентиновна.

Выступление учителя-логопеда «Су-джок терапия»

Учитель-логопед: Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с корейского: «су» - кисть, «джок» - стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

И сейчас уважаемые родители мы попробуем выполнить те упражнения, которые мы выполняем с детьми:

1. Упражнения, выполняемые с массажными шариками (все это сопровождается стихами, чистоговорками):

- удержание на расправленной ладони каждой руки;

- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

- сжимание и разжимание шарика в кулаке;

- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

- надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

- прокатывание шарика между ладонями;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Массаж Су - Джок шарами. (родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Упражнения, выполняемые с массажным кольцом:

- прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

- Мальчик-пальчик, Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел

Также с детьми мы используем су-джок шары для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Таким образом, развивается внимание, память и умение работать по инструкции, что очень важно для успешности в школе.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

А также в работе с детьми применяем су-джок шарики в развитии лексико-грамматических средств языка, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, на звуко-слоговой анализ слов, на развитие фонематического восприятия и предложно-падежных конструкций и др.

Проводится игра с родителями: «Один-много».

Логопед катит «чудо-шарик» по столу родителю, называя предмет в единственном числе. Родитель, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.

Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий. Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения. Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Таким образом, Су-джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольников с речевыми нарушениями. Применение Су-джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышают функциональную и умственную работоспособность детей.

Су-джок терапия - это один из методов подготовки дошкольников к обучению письму.

Воспитатель: Зная вашу загруженность мы хотим показать Вам, чем ещё можно заинтересовать ребёнка дома, не тратя на это много усилий, для развития мелкой моторики.

1. Можно предложить детям плетение. Почему именно плетение? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен. Это интересно и мальчикам и девочкам. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

Плетение помогает развитию памяти, произвольного внимания, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, фантазии, воображения, логического мышления, тактильной чувствительности кончиков пальцев рук, моторики кистей рук, координации руки, развитию глазомера, формирование скорости и точности движений.

Варианты игры:

«Моя корзина»

Мы предлагаем детям сплести корзинки, используя пряжу, верёвочки, ленты и бусы... Для этого мы сделали заготовки для корзинок разной формы и величины. Дети оплетают верёвочками столбики, которые закреплены на форме. На эти верёвочки мы в процессе плетения можем нанизать бусы, пуговицы, скрепки, украшая этим наши корзины.

«Красивые коврики»

Дети, как заправские ткачи, плетут коврики, используя при этом разные материалы и формы.

«Кто быстрее намотает нить»

Детям предлагается смотать клубки или намотать нить на «цветочек», кто быстрее.

2. Можно сделать дома вот такие дощечки с вкрученными в них разной величины винтиками и приготовить наборы гаек.

Цель: развитие тактильной чувствительности кончиков пальцев рук, моторики кистей рук, координации руки и глаза, формировать скорость и точность движений, развивать умение соревноваться друг с другом.

Варианты игры:

«Подбери правильно»

Предложить детям посоревноваться между собой, кто быстрее подберёт гайку для винтика.

«Кто быстрее (больше)»

Предложить детям посоревноваться между собой, кто быстрее закрутит гайку до конца или кто больше гаек закрутит на винтики.

«Сплети заборчик»

Для этого детям можно предложить взять ленточки или верёвочки и оплетая каждый винтик сплести забор. И здесь, как и в предыдущем пособии можно тоже проявить фантазию и воображение и украсить свой забор.

А сейчас Татьяна Александровна Сидорчева, мама Анечки, покажет нам, как можно вместе с ребёнком плести пояса, браслеты и т. д. Желающих просим принять участие.

Дорогие наши родители постарайтесьуделять внимание общему развитию движений руки вашего ребёнка (лепка, вязание, работа с ножницами, раскрашивание, штрихование и т. п.)

Выполнение игр и упражнений, которые мы Вам показали, поможет Вашему ребёнку развить внимание, мускульную память, точность движений рук, что повысит его работоспособность на уроке и дома

Любите своих детей! И среди своей занятости и загруженности старайтесь найти для них немного своего драгоценного времени.

Поделиться: