«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Проведение и Организация праздников

Сценарии праздников для детей в детском саду

Спортивное развлечение для дошкольников в подготовительной группе «Праздник забытых игр»

Дерзакова Г.Р., заведующая ДОУ №53 г.Альметьевск, РТ

Цели и задачи:

Предварительная работа:

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, воспитатель, дети, родители.

Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками.

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Скоморох: Здравствуйте родители! В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка:

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах. Воспитатель заглядывает в зал.)

Воспитатель:

Ой, что это за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Скоморох:

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка:

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Воспитатель:

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили

и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

Скоморох: Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ребенок: А разве бывает такой праздник?

Скоморох: Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

(Хоровод «Веночек». Двое ребят с венками берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют «Посеяли девки лен». По окончании дети, которые держали ворота, надевают венок одному из участников, Все командуют: «Веночек, венок, спрячься в теремок!» Участник с венком убегает и прячет его. Все идут искать венок. Нашедший венок, забирает его себе).

Скоморошка:

Ой, хорошо играли!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

- Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Скоморох:

Это кто еще такие

Яркие и расписные.

Платочками машут

И весело пляшут?

(Танец матрешек)

Скоморошка: А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть в русскую народную игру «Волк и овцы».

Проводится игра «Волк и овцы». Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен», где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: где будет «волчье логово». Дети хором произносят:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая. — Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.

Скоморох:

Много народных игр на свете.

С ними поближе познакомимся, дети.

(Игра «Городки» (упрощенный вариант). Играющие делятся на две команды. Проводится черта, через которую они не должны переходить. В центре зала располагают «городки». Играющие с помощью биты должны попасть в цель и разбить их).

Скоморошка: А я когда был еще маленьким скоморошком, любил играть в веселые жмурки «Маша и Яша».

Скоморох: Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.

Скоморох объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру.

Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.

Скоморошка:

А сейчас 1, 2, 3, 4, 5, будем «Барыню» плясать.

Топни правая нога, хлопни левая рука.

Руки в бок и поворот.

Пляшет барыню, народ.

(Родители и дети танцуют «Барыню»).

Воспитатель: Скоморохи, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.

Скоморох: Вот здорово! Хотим. Научите.

Воспитатель: Эта игра татарского народа. Называется «Хромая лиса».

Проводится игра «Хромая лиса» В начале игры обозначается обручами «лисья нора», «дом», «курятник», и выбирается, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами».

«Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спрашивает у нее, куда она собралась.

- Лиса, лисонька хромая, куда ночью ковыляешь?

- Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная!

- А зачем к ней торопиться?

- Моя шуба там за печкой.

- А если шуба загорится?

- Окуну я шубу в речку.

- Вдруг умчит ее теченье?

- Я заплачу с огорченья.

- Лиса, лисонька хромая, как без шубы ты пойдешь?

- Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь!

Хозяин «ложится спать» (закрывает глаза), а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. «Куры» разбегаются от лисы врассыпную, но выбегать из «курятника» им строго запрещено.

Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «осалить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре.

Воспитатель: А в эту игру играют народы чувашской национальности «Луна или солнце», Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же говорят, в чью команду он должен встать.

- Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Воспитатель: Мы в детском саду играем и в мордовские игры. Какую игру, ребята, мы покажем скоморохам? (Ответы детей).

Проводится игра «Раю-Раю». Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети - ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Воспитатель: А знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но еще Башкирия богата своими играми. Представляем одну из игр «Юрта». (Проводится игра).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Воспитатель: Марийские дети очень любят игру «Беляши». Давайте поиграем в нее.

В зале шнурами проводят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Беляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником.

Музыкальная пауза.

(Звучат танцевальные мелодии народов Поволжья, дети танцуют).

Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок:

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Скоморох: А в какие игры в детстве играли ваши маменьки и тятеньки? Давайте у них спросим.

Скоморошка: (опрашивает родителей)

Скоморох: А давайте в какую-нибудь из этих игр мы поиграем. (Приглашает родителя, он объясняет игру и все вместе играют в нее).

«Пятнашки», «Испорченный телефон», «Чиж» и т. д.

Скоморошка: А теперь дружнее громче пусть похлопают ребята!

Скоморох: И для всех сегодня победителей пусть похлопают родители!

Воспитатель:

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце

Дайте, как цветку открыться.

Душу детскую щадите

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

- Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок:

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).

Поскриптум:

На празднике были использованы народные мелодии «Барыня», «Валенки», «Кадриль», «Посеяли девки лен». Также были использованы танцевальные мелодии татарского, чувашского, мордовского, марийского, башкирского народов. Все игры сопровождались считалками:

1. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

2. Как за нашим за двором

Стоит чашка с творогом.

Прилетели две тетери,

Поклевали-улетели.

Поклевали-улетели,

На лугу зеленом

Сели!

3. Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капустку нашел,

Морковку нашел.

Сидит, грызет.

Хозяин идет!

4. Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем - водишь ты!

5. Тили - тели, птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить!

6. Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

7. - Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто украл?

- Родион!

- Выйди вон!

8. Первинчики, другинчики,

Летали голубенчики

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Там яблоки, орешки,

Медок, сахарок.

Поди вон в уголок.

9. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела -

Нам велела.

А мы шишки

Не едим,

Таре - Маре

Отдадим!

10. Тара - бара,

Домой пора -

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Использованная литература

  1. Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» -Москва. , 1992.
  2. В мире национальных культур. Научный редактор: К. П. Н. профессор М. И. Богомолова. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. // Москва2006 г. №1.
  3. Громова О. Е. «Спортивные игры для детей». Москва - 2008.
  4. Евдокимова, Е. С. , Езубова, Ю. В. и др. Игры детей Поволжья: традиции и современность. — Волгоград—Саратов: ЦОП, 2004.
  5. Кузнецов В. С. , Колодницкий Г. А. «Физические упражнения и подвижные игры»- М. , 2005.
  6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов СССР». Москва - 1989.
  7. Покровскай Е. А. Детские игры. — СП6. , 2006. (Историческое наследие).
  8. Хузина Т. Ф. «Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды» Москва - 2001.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка