Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей

Совместная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре «Движение, Дыхание, Речь»

Зубцова М.Б., инструктор по физкультуре; Ларикова Н.А., учитель - логопед

Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы

Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.

Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.

Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.

- Следующая базовая составляющая - движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.

- Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи - это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием - он должен попеременно переставлять руки и ноги - формируется грамматический строй речи.

- Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность: на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо - ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.

- Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь...встречайте!

Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы - умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».

- Вы согласны отправиться за кладом?

Дети: Да!

Логопед: Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.

- Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Поднять руки вверх).

- Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками).

- Солнце село на макушку (коснуться головы), мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову).

- Наши плечи поднялись, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо руки затряслись!

- Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.

- Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!

- Раз - на пятку, на носок... покрутили - путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?

- А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!

Инструктор по физ.культуре: К походу готовы?

Дети: Да!

Инструктор по физ.культуре: Для того, чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».

Хлоп-счет 2-3-4

1-2 хлопка - 3-4

1-2-3 хлопка - 4

1-2-3-4 хлопка.

- Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок), волчьи (пятка), медвежьи (боковая сторона ступни), хождение змейкой и по диагонали.

Логопед: Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!

Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева - гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.

- Посмотрели в даль опять, можно даже помечтать...

- Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?

(раздаем ленты)

Инструктор по физ.культуре: А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу).

- Я хватаюсь за веревку - правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз).

- Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают - дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду - 3 раза).

Разминают руки: ладонь - кулак.

Логопед: Для того, чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор - пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.

Инструктор по физ.культуре: Упражнение «костер».

  • «Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)
  • «Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами).
  • «Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)
  • «Искры полетели!» (хлопают в ладоши)
  • «Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу).

Инструктор по физ.культуре: Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.

Упражнение «Тоннель».

Дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца.

Дети выстраиваются в одну шеренгу.

Логопед: По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?

Дети: Вылупятся дракончики!

Логопед: упражнение «Яйцо»

Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди - птенчик - он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним - скорлупа - он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. (Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом)

- Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох - надули животики - выдох. (2-3 раза)

Инструктор по физ.культуре: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели... летим... все дальше и дальше...

Под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся.

Логопед: Потерялись наши детки! Когда человек прячется в лесу. Он кричит...

Родители: Ау!

Логопед: Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит).

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом».

Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют.

- Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!

Логопед: Наш клад - это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)