«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Семинар в детском саду (ДОУ)

«Алгоритм разработки проектов в ДОО» семинар-практикум в детском саду

Хибаба Оксана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ МО д/с №97 г. Краснодар

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художниковиллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности. Он осуществляется по следующим этапам:

Деятельность воспитателя по подготовке проекта

  1. Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Этапы реализации проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. Ролево-игровые проекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- творческие: «Я и мама - друзья», «Любимые сказки»;

- групповые: «Космические путешественники», «Чтобы помнили»;

- индивидуальные: «Я на Олимпиаде в Сочи», «Опыты дома»;

- исследовательские: «Волшебница вода», «Мое здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Памятные места города Краснодара» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. Приобщать детей к процессу познания;
  3. Формировать различные представления;
  4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. Формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. Знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. Развитие мышления и воображения;
  4. Речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Осознание поставленной цели;
  2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. Поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности

Физическое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Познавательное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. Потребности в создании собственной картины мира;
  3. Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Выявить проблему;
  2. Самостоятельно искать нужное решение;
  3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

Социально-коммуникативное развитие:

Физическое развитие:

Познавательное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка