Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Москаева И.В., воспитатель МБДОУ д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.

Продолжительность: среднесрочный (с 01. 04. по 01. 05).

Участники: дети второй младшей группы «Солнышко», музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: познание, коммуникация.

Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.

Цели проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.

Задачи проекта: сформировать знания детей о деревьях (берёза, платан, сосна), воспитание любви к природе.

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение музыкального руководителя.

Работа с родителями: консультация, анкетирование.

Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми, выставка рисунков «Деревья нашего детского сада», путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.

«Изучение и наблюдение природы породило науку» Цицерон

Актуальность:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Вид проекта: познавательно-информационный.

Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.

Задачи:

  • Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Участники проекта:

  • Воспитатель.
  • Дети 2 мл. группы.
  • Родители.

Предполагаемые результаты:

  1. Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
  2. Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.

Этапы создания и оформления тропинки:

- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

- Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.

- Составление паспорта всех точек тропинки.

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

На экологической тропинке детского сада:

  • Точка «Дерево... (платан)»

Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме листа.

  • «Царство удивительных пеньков»

Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.

  • Точка «Дерево... (сосна)»

Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.

  • Точка «Дерево... (береза)»

Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.

  • Точка «Кустарник... (сирень)»

Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.

  • Точка «Цветок... (одуванчик)»

Наблюдение и рассматривание.

  • «Огород»

Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.

  • «Зеленая зона в группе»

Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.

Продукты проекта:

Фотографии природных объектов, рисунки. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада.

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

  • 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
  • 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстративного материала по теме;
  • подбор литературы по теме;
  • подбор дидактических игр по экологии;
  • оформление уголка «Мир природы» в группе;
  • создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
  • наблюдение в природе на прогулке.

Сотрудничество с семьёй:

  • Анкетирование родителей по теме.
  • Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
  • Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Взаимодействие со специалистами:

  • Разучивание хоровода «Березка»

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Цель

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Прогулка «Деревья»

1 неделя

Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам

Конспект образовательной деятельности, рисунки.

2. Изобразительная деятельность: рисование

Тема: “Желтый одуванчик”

1 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

3. Экскурсия

«Поход в лес».

2 неделя

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Конспект образовательной деятельности, поделки детей

4. Собрание коллекции природного материала

2 неделя

Формирование желания изучать объекты живой природы

Коллекции природного материала

5. НОД «Комнатные растения»

3 неделя

Формирование навыков по уходу за растениями

Конспект образовательной деятельности, рисунки.

6. Изобразительная деятельность: рисование

Тема: “Деревья нашего детского сада”

3 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

7. Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»

В течение месяца

Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Фотографии

8. Подвижные игры:

«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».

В течение месяца

Закрепление знаний о лесных обитателях

Описание игр

9. Домашнее задание

для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала

4 неделя

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Выставка

10. «Путешествие по экологической тропинке»

4 неделя

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности

11. Дидактические игры по экологии

В течение месяца

Закрепление знаний об окружающем мире

Описание игр

12. Беседы:

 

Закрепление знаний об окружающем мире

Конспекты

«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)» 1 неделя
«Осторожно: грибы и растения на участке д/с» 2 неделя
«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки» 3 неделя
«Насекомые - польза и вред» 4 неделя

13. Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,

«Эта стройная сосна»,

«Грибы искать не просто», «Одуванчик».

В течение месяца

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

Художественное слово

Результаты:

На территории детского сада создана экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветникахпредставлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

В результате реализации проекта: Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Вывод

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Приложение (.doc)