«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Выступление на региональном семинаре «Использование народных подвижных игр на праздниках и развлечениях в ДОУ»

Мингазова Э.Н., воспитатель по обучению детей татарскому языку
МБДОУ д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны

На земле Татарстана издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Исходя из этого было разработана национальный региональный компонент. НРК - составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанные на особенностях истории, языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа.

Нельзя учитывать, что внедрение НРК происходят почти везде в условиях двуязычия. И это правильно, потому что дети, которые знают своих предков будут воспитаны всестороннеразвитой личностью, толерантны, знающее и любящее свой родной край, уважающие коренной народ, его культуру и традиции.

В системе внедрение НРК дошкольного учреждения прочное место занимают народные праздники, развлечения. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезей национальной культуры. А какой праздник может обходиться без народных игр? Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Классификацию всех видов народных игр предлагает И. А. Панкеев автор книги «Русские народные игры».

Большинство народные игры требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость.

Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.

Активное участие в развлечения обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

О программе проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку.

Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей.

В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников. Это национальные праздники: «Сумбелэ», «Науруз», «Масленица», «Карга боткасы», «Сабантуй». Развлечения: «День рождения Г. Тукая», «Зимняя забава», «День Нептуна», «Папа, мама, я - спортивная семья». Помимо этого наши воспитатели придумывают новые развлечения. Например: «День шляпы», «День сказок».

Те, кто живет в Татарстане, рано узнают о празднике Сабантуй. Веселый праздник оставляет яркие впечатления у детей. В нашем детском саду праздник Сабантуй проходит весело и ярко. На праздник приходят национальные герои Шурале, Батыр, Су анасы (Водяная). Они развлекают наших детей. Кульминационный момент в конце праздника Батыру дарим игрушечного барана. Особое место в этом празднике конечно занимают народные подвижные игры, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Кураш», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. И что удивительное игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это не только татарские народные игры, а также являются марийскими народными играми. Очень красочно в детском саду проходит праздник «Масленица» с играмизабавами и обязательно с угощением.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцо, и нечего не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.) Такие задания выполняют троечетверо ребят, основная масса детей является зрителями.

Все эти народные игры распределены по возрастам в программе (региональный компонент), который является приложением к федеральной программе «Воспитание и обучение в детском саду»(под редакцией М. А. Васильевой новое 4-е издание М. :Мозаика-Синтез, 2006). Это приложение составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан (авторы К. В. Закирова, Р. А. Борханова, Г. А. Галиева и т. д -Казань. Издательство «Магариф». 2009) и рекомендуется Министерством образования и науки РТ для дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан.

При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующие:

- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.

- недопустимо отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью ребенка.

- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров)

- необходимо рационально распределение физической нагрузки в разные виды деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности)

При планировании и подготовке праздника необходимо:

- обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения.

- подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные хороводные игры.

- выделить ответственных за подготовку проведения праздника.

- определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных гостей.

- обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний.

Успешность праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

Успехов вам в работе!

Литература

  1. Бабынина Т. Ф Традиции национальных культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2003.
  2. Богомолова М. И. ,Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане сред. воз. - Набережные ЧелныАльметьевск, 1993.
  3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры - М. : Просвещение, 1986.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка