«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с предметным миром
«Ознакомление дошкольников с предметным миром»

Марфина Ольга Николаевна, воспитатель
МБДОУ №63 г.Ангарск, Иркутская область

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова), по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила работа всего д/у в целом над этой проблемой и моя личная заинтересованность.

Результаты проведённой диагностики заставили меня задуматься: детям старшего возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей группы.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною была определена цель работы: разработать систему организованной совместной деятельности взрослых и детей для развития представлений о предметном мире детей дошкольного возраста в организованной деятельности со взрослым.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности познания ребёнком предметного мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений о предметном мире детей дошкольного возраста.
  2. Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым будет наиболее эффективным.
  3. Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с предметным миром.

После изучения литературы, первым, что я сделала - критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытническо - экспериментального, был определена спокойная зона и создан «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах. Здесь же расположены познавательные плакаты, например, «История письма, ручки», «История часов», «История дома» и т. д. (созданные руками родителей).

 

 

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в центре имеется уголок опытнической деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла). В «Центре науки и природы» есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования на подгруппу детей.

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Второй проблемой, с которой я столкнулась в начале работы по данной теме, было то, что я сама не обладала достаточным запасом методов и приемов, необходимых для успешного формирования у детей представлений о мире предметов. Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, я начала нарабатывать методы и приёмы по реализации данной темы.

Первая группа - репродуктивные методы , к этой группе относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе использую такие формы работы, как образовательная деятельность: провожу первично - ознакомительную деятельность, ходе которой использую демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - использую тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала. Много пособий изготовила своими руками.

 

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Стараюсь настроить детей на желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда вижу, что у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаю применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учу устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме, на мой взгляд, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовалпредметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое стула», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.

Словесный метод и такой приём как художественное слово использую в соответствии с темой, использую вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний использую дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много авторских игр создаю своими руками.

Следующим этапом становления моего опыта стало введение продуктивных методов.

Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. Делать выводы и умозаключения детям помогают алгоритмы (условные символы). В старшем возрасте дети с их помощью самостоятельно зарисовывают результаты опытов.

В связи с приказом № 655 от 23. 11. 2010 года об утверждении введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, мною была пересмотрена деятельность по развитию представлений о предметном мире, стала использоваться интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Наибольший интерес у детей вызывает последняя образовательная область, т. к. используя в работах нетрадиционные техники, они при наименьших затратах достигают желаемый результат и получают при этом «море» эмоций.

Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.

В работе с родителями использую различные формы работы:

1. Мини - музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?»

 

2. Выставка познавательных плакатов и ширм «Истории обычных вещей»

Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

Решение задач по теме стало возможным при условиях:

  1. Создание творческой предметно - развивающей среды.
  2. Подобранным методам и приёмам.
  3. Взаимодействию с родителями.

Используемая литература:

  1. С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.
  2. О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.
  3. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.
  4. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.
  5. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка

Поделиться: