Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Прислала: Марина Левченко

Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

Фонематический слух включает в себя:

  • Способность слышать есть данный звук в слове или нет.
  • Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
  • Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Этапы формирования фонематического восприятия:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Воспроизведение и дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Первый этап работы: На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном.

Второй этап работы: Дошкольников учат различать силу, высоту и тембр голоса.

Третий этап работы: Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Третий этап работы: Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Пятый этап: Дифференциация фонем. На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

Шестой этап: Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений» (.PPT)