«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Социальные навыки у дошкольников»

Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель МАДОУ д/с №4 г. Пермь

Возраст детей: 5-7 лет.

Автор: Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики технической направленности

п / п

Разделы

Содержание

1

Аннотация

Дети овладевают этическими ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

2

Цель КОП

  1. развивать представления детей о дружбе, о радости общения;
  2. учить позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками и приносящим радость другим (подарок, внимание, слово и т. д.);
  3. способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления взаимоотношений с другими людьми;
  4. поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуациях.
  5. продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности, о зависимости людей друг от друга;
  6. учить высказываться о своих чувствах, желаниях, предпочтениях;

3

Количество часов

4

4

Максимальное количество участников

6

5

Перечень материалов и оборудования

- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1990

- листы бумаги формата А-4, цветные карандаши.

- картины (могут быть иллюстрации к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»).

- кукла

- большие или маленкие зеркала

- игрушка «гном»

6.

Предполагаемый результат

сформированные коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

7.

Список литературы

  1. А. Б. Добровин «Воспитателю о психологии и психологии общения» М. 1997г.
  2. А. В. Запорожец «Эмоциональное развитие дошкольников» М. Просвещение 1985г.
  3. Л. В. Зимбардо «Застенчивость» М. Педагогика 1991г.
  4. О. Л. Князева «Программа социально - эмоционального развития дошкольников» М. Мозаика - Синтез 2003г.
  5. О. Л. Князева «Веселые, грустные (4-5л)» М. Дрофа 1998г.
  6. Е. Коротаева «Хочу, могу, умею! Обучение, погружение в общение» М. К. С. П. 1997г.
  7. Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль. Академия развития 1996г.
  8. М. Кузнецова «Уроки вежливости Барнаул» БПУ №2 1998г.
  9. Т. Д. Пашкевич «Социально - эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Волгоград. Учитель 2012г. 12
  10. В. А. Петровский «Учимся общаться с ребенком» М. Просвещение 1993г. 13. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение 1982г.

Календарно - тематический план

п /п

Тема (содержание)

Количество

часов

1.

Тема: «ДРУЖБА». Занятие № 1

Беседы:

«Годится ли для подарка вещь, которая тебе не нужна?»

Игра «Узнай, о ком расскажу».

Задачи:

  1. развивать представления детей о дружбе, о радости общения;
  2. учить позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками и приносящим радость другим (подарок, внимание, слово и т. д.);
  3. способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления взаимоотношений с другими людьми;
  4. поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуациях.

25 мин.

2.

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задачи:

- продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности, о зависимости людей друг от друга;

- учить высказываться о своих чувствах, желаниях, предпочтениях;

- помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, безобразно, интересно, скучно, вкусно, ужасно, хорошо, плохо;

- показать, как легко могут возникать конфликты, какие существуют возможности избежать их;

- воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе.

25 мин

3.

Тема: «Ссора»

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и др.).
  2. Показать, как легко возникает спор.
  3. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться).

25 мин.

4.

Тема: «Измени себя»

Задачи:

  1. Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
  2. 2. Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряженье, украшение себя чем-либо й т. д.).
  3. Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
  4. Поддерживать интерес к событиям из своего детства, к своему будущему и настоящему; способствовать повышению уверенности в себе.

25 мин.

Тема: «Дружба»

Задачи:

  1. Развивать представления детей о дружбе, о радости общения;
  2. Учить позитивным приемам, поддерживающим общение со сверстниками и приносящим радость другим (подарок, внимание, слово и т. д.);
  3. Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления взаимоотношений с другими людьми;
  4. Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуациях.

Приемы и методы совместной деятельности.

- В. Драгунский. «Он живой и светится» (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1990);

- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- «Как собака друга искала» (морд. нар. сказка);

- «Зимовье» (рус. нар. сказка);

- С. Маршак. «Усатый-полосатый»;

- Г. Ладонщикова «Дружу с мальчиками», «Приходи ко мне играть».

- «Заяц и еж» (сказка).

- «Годится ли для подарка вещь, которая тебе не нужна?»;

- «Как вести себя за столом»;

- «Что надеть в гости» ит. д.

Воспитатель описывает внешность кого-либо из детей, а дети, разглядывая себя в зеркало, узнают, о ком идет речь.

- Кто нарисован? Почему вы так думаете? Как вы догадались? По каким признакам вы смогли это определить?

Воспитатель предлагает детям подумать и нарисовать себя такими, какими они хотели бы себя видеть на карнавале.

Один ребенок ложится на большой лист бумаги, другой обводит его тело. Затем каждый дорисовывает свое изображение по желанию. Например, изображает себя с длинными волосами, с другим цветом глаз, то есть таким, каким бы он хотел себя видеть. Дети применяют краски, бросовый материал: лоскутки, цветную бумагу, коробочки и т. п.

Дети изменяют свою внешность, используя грим, парики, украшения и др.

- «Узнай себя лучше». (Дети сравнивают себя по строению тела, росту, используя для этого различные мерки, обводя силуэты друг друга на бумаге.)

- «Чьи глаза?» (На фотографии закрыта нижняя часть лица. Дети по глазам узнают, кто это.)

- «Мое настроение» (определение настроения по выражению лица).

Можно придумать вместе с детьми возможные диалоги, возникающие в подобных ситуациях - вежливые и не очень. Следует обратить внимание на то, что одни и те же высказывания могут восприниматься разными собеседниками по-разному: как вежливые, грубые, смешные, обидные.

Кукла (или другой персонаж) расстроена тем, что с ее волшебного цветка опадают лепестки, потому что каждый лепесток - это волшебное ласковое слово. Кукла все эти слова забыла. Каждый ребенок, называя ласковое слово, приклеивает лепесток к цветку.

Ребенок дает словесное описание своего друга, перечисляет его любимые игры, увлечения, а остальные дети угадывают, о ком идет речь.

У каждого ребенка контурный рисунок рукавицы. Необхо димо объединить рукавицы в пары и вдвоем раскрасить их.

Дети («цыплята») присаживаются на корточки лицом в круг, в центре сидит воспитатель, изображая наседку.

Воспитатель: Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (прикасается к одному из детей) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупе было так тесно!». (Ребенок изображает действий цыпленка.)

Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бровки, он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок передает состояние этого цыпленка.)

Третий цыпленок появился на свет и сразу же расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупе, а тут так много места, всюду опасности. (Этот ребенок и следующие выбранные воспитателем дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)

Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, яркий мир вокруг!»

Пятый цыпленок, вылупившись из яйца, сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них - ему все было интересно.

Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задержал.

Звучит музыка. Дети выполняют произвольные движения.

- Как вы думаете, эти цыплята - дружные ребята?

- Что значит быть дружными?

- Как называют тех, кто дружит?

Воспитатель предлагает детям выбрать фотографию своего друга.

- Почему ты считаешь его своим другом?

- Что твоему другу нравится в тебе?

- Как вы помогаете друг другу?

- Представьте себе, что вы с другом идете по дороге и видите столб. А на столбе три таблички: «Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь. Направо пойдешь - с другом навсегда расстанешься. Прямо пойдешь - сделаешь добро своему другу». Какую из дорог вы выберите? Почему? (Проигрывание ситуаций.)

- Как вы думаете, ребенок может иметь взрослого друга (например, маму, папу) ? Что вы вместе с ними делаете?

- Помогите мне, дочки, вымыть посуду.

Старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая Оля лепта из пластилина булочки и крен дельки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню.

- А меня здесь нет, я путешествую по Африке. Постояла Оля около сестры, вздохнула и ушла на кухню. Вымыв тарелки, она убрала их в буфет и принялась за лепку.

- Зачем же за меня?

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

- продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности, о зависимости людей друг от друга;

- учить высказываться о своих чувствах, желаниях, предпочтениях;

- помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, безобразно, интересно, скучно, вкусно, ужасно, хорошо, плохо;

- показать, как легко могут возникать конфликты, какие существуют возможности избежать их;

- воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе.

Приемы и методы совместной деятельности.

- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- Л. Толстой. «Мальчик играл...», «Мальчик стерег овец...»;

- А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

- С. Маршак. «Пограничники», «Вот какой рассеянный...»;

- «Три поросенка» (англ. нар. сказка);

- С. Михалков. «А что у вас?», «Дядя Степа»;

- «Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка);

- «Колосок» (укр. нар. сказка);

- Е. Серов. «Нехорошая история».

Материал: четыре картины (могут быть иллюстрации к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»): «Мальчик порвал книгу, мяч, сломал игрушки», «Мальчик защищает малыша от драчуна», «Девочка-грязнуля», «Дети играют вместе».

- Что нарисовано на этих картинах?

- Нравятся ли вам эти ребята или нет? Почему?

- Кого из них можно назвать друзьями?

В конце занятия дети исполняют песню В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной».

Тема: «Ссора»

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и др.).
  2. Показать, как легко возникает спор.
  3. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться).

Приемы и методы совместной деятельности.

- В. Сутеев. «Мешок яблок»;

- Е. Серов. «Нехорошая история»;

- Г. Остер. «Хорошо спрятанная котлета»; -А. Милн.

- «Винни-Пух и все, все, все».

- Как следует себя вести?

- Умеешь ли ты постоять за себя?

- Как вы думаете, почему это произошло?

- Как можно было поступить иначе?

- Как можно избежать ссоры?

- Изготовление масок «Сердитыелица».

- А как тетерь их помирить? Что они скажут друг другу?

1 вариант. Восем - десятъ человек берутся за края ткани или одеяла. Надувной мяч помещается в центр ткани. Совместными усилиями дети стараются заставить мяч подпрыгивать или прокатиться по краям «парашюта» так, чтобы он не упал.

2 вариант. В центре ткани делается такое отверстие, через которое может проходить мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить мяч попасть в отверстие так, чтобы он не упал с краю.

Взявшись за руки по 3-4 человека, дети образуют небольшие крути -«пузырьки». Передвигаются по группе, спортзалу, коридору так, чтобы нестолкнуться с другими «пузырьками». Каждый «пузырек» придумывает свои движения.

Игры на развитие тактильных ощущений:

- «Обжималки», «Рисунки на сливе», «Массаж» и т. д.

- Игры с правя нами.

- Решение задач по правилам этикета (например, как вести себя в транспорте, театре и т. д.).

- Пение песен о дружбе (например, «Песенка дру зей», «Дружба крепкая» В. Шаинского и др.). СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

- Театрализованная деятельность по сказке «Два жадных медвежонка».

Беседа:

- Как вы думаете, почему медвежата остались голодными?

- Как можно было поступить иначе? (Детям предлагается модель сыра (из пластилина) и создается такая же ситуация, как в сказке.)

- Вы когда-нибудь ссорились с кем-нибудь? Расскажите!

- Что ты чувствуешь, когда споришь? Как ты пытаешься прекратить спор?

- Раскрашивание изображений вещей в парах (носки, сапоги, сандалии, ботинки, варежки, перчатки, тапочки и т. д.).

Тема: «Измени себя»

Задачи:

  1. Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
  2. Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряженье, украшение себя чем-либо й т. д.).
  3. Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
  4. Поддерживать интерес к событиям из своего детства, к своему будущему и настоящему; способствовать повышению уверенности в себе.

Приемы и методы совместной деятельности.

- Г. Цыферов. «Пугало» (Дошкольное воспитание. - 1995. -№1. -С. 97);

- В. Бианки. «Лесной колобок - Колючий Бок»;

- С. Козлов. «Необыкновенная весна»;

- Н. Матвеева. «Онаумеет превращаться» (Дошкольное воспитание. -1997. -№ 11. -С. 102, 104);

- С. Силин. «Светло-зеленая мышь» (Дошкольное воспитание. - 1998. № ц. _ с 133);

- С. Козлов. «Такое дерево» (Дошкольное воспитание. -1998, -№1, -С. 88).

(Разложить по порядку картинки, обозначающие, основные возрастные отличия: новорожденный, младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, младший школьник, подросток, юноша, мужчина, пожилой человек, старик.) Использование этюдов, пантомим, упражнений:

Содержание занятия:

Материал: большие и маленькие зеркала; карандаши или фломастеры; игрушка Гном.

На занятие к детям приходит гном Весельчак. Он недавно фотографировал детей и сегодня должен был принести фото графии, но они у него не получились. Гном расстроен, так как ему очень хотелось оформить красивый альбом, поместив в него портреты всех детей группы.

Воспитатель: Что может утешить гнома Весельчака? Сделайте для гнома свои портреты. Весельчак будет очень рад. Он просит изобразить себя так, чтобы сразу можно было догадаться, где чей портрет. Рассмотрите свои отражения в большом зеркале и выделите отличительные особенности.

Готовые рисунки развешивают, Весельчак пытается уга дать, где, чей портрет.

Воспитатель: Все портреты получились замечательные, разные, как и вы сами.

Вернуться в «Методическую работу»

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка