«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Чувства, желания, взгляды»

Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель МАДОУ д/с №4 г. Пермь

Возраст детей: 5-7 лет.

Автор: Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики технической направленности

п / п

Разделы

Содержание

1

Аннотация

Ребёнок знакомится с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учится пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.

2

Цель КОП

  1. Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
  2. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх - это иногда полезное чувство,
  3. Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.

3

Количество часов

4

4

Максимальное количество участников

6

5

Перечень материалов и оборудования

- Хрестоматия по этике. - М: Педагогика, 1990

- листы бумаги формата А-4, цветные карандаши.

- ауди запись музыкальных произведений

И. -С. Бах. «Токкато», «Фуга ре-минор»;

М. Мусоргский «Баба Яга».

- наглядное пособие «Эмоции»

- дидактическое пособие «моя семья»

6.

Предполагаемый результат

Ребёнок научится осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

7.

Список литературы

  1. А. Б. Добровин «Воспитателю о психологии и психологии общения» М. 1997г.
  2. А. В. Запорожец «Эмоциональное развитие дошкольников» М. Просвещение 1985г.
  3. Л. В. Зимбардо «Застенчивость» М. Педагогика 1991г.
  4. О. Л. Князева «Программа социально - эмоционального развития дошкольников» М. Мозаика - Синтез 2003г.
  5. О. Л. Князева «Веселые, грустные (4-5л)» М. Дрофа 1998г.
  6. Е. Коротаева «Хочу, могу, умею! Обучение, погружение в общение» М. К. С. П. 1997г.
  7. Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль. Академия развития 1996г.
  8. М. Кузнецова «Уроки вежливости Барнаул» БПУ №2 1998г.
  9. Т. Д. Пашкевич «Социально - эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Волгоград. Учитель 2012г. 12
  10. В. А. Петровский «Учимся общаться с ребенком» М. Просвещение 1993г. 13. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение 1982г.

Календарно - тематический план

п/п

Тема (содержание)

Количество

часов

1.

Тема: «Страшно» занятие №1

Беседы на темы: «Страх - иногда полезное чувство», «У страха глаза велики», «Чего и кого я боюсь».

Задачи:

  1. Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
  2. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх - это иногда полезное чувство,
  3. Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.

25 мин.

2.

Тема: «Страшно» занятие № 2

Рисование на тему «Нарисуй то, чего ты боишься»

Задачи:

  1. Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
  2. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх - это иногда полезное чувство,
  3. Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.

25 мин.

3.

Тема: «Грустно. Занятие № 1

Игра «Маски эмоций», игра «Грустный. Счастливый»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
  2. Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей, обстоятельства.
  3. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.

Приемы и методы совместной деятельности.

25 мин

4.

Тема: «Грустно». Занятие № 2

Рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни» (листок делится пополам, на одной стороне рисуется грустное событие, а на другой - радостное).

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
  2. Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей, обстоятельства.
  3. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.

Приемы и методы совместной деятельности.

25 мин.

Тема: «Страшно»

Задачи:

  1. Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
  2. Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх - это иногда полезное чувство,
  3. Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.

- Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров»;

- Б. Заходер. «Кискино горе»;

- С. Черный. «Когда никого нет дома»;

- Д. Хармс. «Очень страшная история»;

- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича Длинный нос и про Мохнатого Мишу Короткий хвост»;

- Э. Хагарт, «Мафии и паук» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет /подред. Н. П. Илъчука, 1996. - С. 85, 107, 122, 141, 262, 551);

- «Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка);

- С. Маршак. «Чего боялся Петя?», «Сказка о глупом мышонке»;

- Е. Чарушин. «Трус», «Страшный рассказ»;

- «У страха глаза велики» (сказка);

- «Пых» (белорус нар. сказка);

- К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Айболит и воробей».

Ребенок изображает свой «страх» на листе бумаги, а за тем уничтожает его - медленно рвет этот листок пополам, еще пополам - и так до мелких кусочков. Можно закрашивать или зачеркивать изображение до полного исчезновения.

Содержание занятия:

I вариант

Дети с воспитателем садятся в круг и непринужденно бе седуют на свободную тему. Вдруг слышится «страшная» музыка (И. -С. Бах. «Токкато», «Фуга ре-минор»; М. Мусоргский. «Баба Яга»). Воспитатель наблюдает за реакцией детей и предлагает им взяться за руки, чтобы не было страшно.

- Какой характер (настроение) у музыки?

- Что вы чувствовали, когда звучала музыка?

- Испытывали ли вы раньше чувство страха?

- В каких ситуациях? (Ответы детей.)

- Не нужно стесняться своих страхов, лучше с кем-то поделиться, и от этого сразу становится легче.

Чтение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя».

- У Пети такие же страхи, как у пас: мы тоже боимся темноты, одиночества, громких неожиданных стуков и т. д.

Рисование своих страхов с последующим обсуждением, что изобразили. Затем воспитатель предлагает сжечь, порвать рисунки.

II вариант

Кукольный театр: белорусская народная сказка «Пых».

Беседа по вопросам:

- Какое чувство возникло у деда? Как вы думаете, почему?

- Какое чувство возникло у Аленки, когда она услышала звук? Почему Аленка не испугалась?

- Какое чувство пришло на смену страху у деда и бабы? Упражнение «Найди пиктограмму».

- Вам когда-нибудь было страшно? Выберите пиктограмму страха, расскажите об этом.

- Что вы делаете, когда страшно? Можете показать нам?

Рассказ воспитателя о своем страхе в детстве, о том, как она преодолела его.

Тема: «Грустно»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
  2. Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей, обстоятельства.
  3. Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.

Приемы и методы совместной деятельности.

- С. Маршак. «Котята»;

- Л. Толстой. «Птичка»;

- К. Чуковский. «Бармалей», «Тараканище»;

- Е. Еремин. «Злодей».

Например:

«Девочка пришла в детский сад после болезни с очень короткими волосами, ей очень одиноко и неуютно, так как все над ней смеются».

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, говорят при этом добрые слова.

Детям раздается комплект картинок с изображением различных эмоциональных состояний литературных персонажей, они угадывают их настроение (грустный, веселый, спокойный).

Содержание занятия:

Дети рассматривают маски с различными эмоциями (гру стный, радостный, злой, спокойный и т. д.), определяют со стояние, называют его признаки (мимика, жесты).

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что бывают общие, а бывают личные причины радостных и грустных переживаний для тех или иных людей.

Воспитатель и дети рассматривают рисунки, анализируют их содержание, обращая внимание на разный цвет, используемый в рисунках, передающий радостное и грустное настроение.

«Девочку не принимают играть. Она чувствует себя очень несчастной, и ей кажется, что ее никто не любит». И т. д.

- А вам было когда-нибудь грустно? Почему?

- Что помогло вам преодолеть грусть? И т. д.

Дети стоят в кругу. По очереди передают мячик, заканчивая фразу:

- Радуюсь, когда...

- Я грущу, когда...

Дети рассматривают картины и рассказывают о настроении, чувствах, появляющихся при этом.

Дети слушают разнохарактерные музыкальные фрагменты из классических произведений. В зависимости от настроения, вызванного музыкой, поднимают карточки с условными изображениями эмоциональных состояний.

Ребенку предлагается изобразить в пустом овале на кар точке мимику, соответствующую эмоциональному состоянию, связанному с ситуацией, изображенной на картинке (например: мальчик разбил вазочку, девочка получила подарок и т. д.).

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка