«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Статья из опыта работы «Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама»

Бобовникова Татьяна Петровна, воспитатель МАДОУ Д/С №17, г.Алексеевка, Белгородская область

Дошкольный период развития человека - один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - один из аспектов всестороннего развития детей. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

Относительно недавно в магазинах появилась новая игрушка под названием “Хэндгам”, что означает “жвачка для рук”. Новая забава представляет собой модернизированную версию старого доброго “лизуна”. Современный вариант всеми любимой игрушки в отличие от своего предшественника обладает немного иными физическими свойствами и не прилипает к рукам. На сегодняшний день Хэндгам обрел широкую популярность как среди детей, так и среди взрослых.

Следует отметить, что Handgum, не только забавная игрушка, но и очень полезный предмет. Handgum способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи и почерка, снимает агрессию и раздражение, развивает творческое мышление, укрепляет кистевые мышцы рук, создает позитивно эмоциональный фон и является замечательным антистрессом.

Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга и снимают усталость. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Хэндгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями.

Автором опыта была разработана система работы по развитию тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама и определены педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.

Условия реализации: группа детей со сниженными моторными навыками, специально организованная развивающая среда, наборы хэндгамов разных моделей и цветов, образцы, инструменты и материалы для работы.

Основная цель: совершенствование качества моторных умений у детей дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.

Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

Развивающие: способствовать развитию психомоторных функций у детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.

Образовательные:

- Познакомить детей с материалом Handgum, его свойствами и особенностями, вызывать у детей интерес к работе с полимером.

- Показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы.

- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Воспитательные:

Развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.

Создать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с нетрадиционным материалом и инструментами, для самостоятельного творчества.

Ожидаемый результат:

  1. Повысится доля детей с достаточным уровнем моторного развития.
  2. Дети с недостаточными показателями психомоторного развития достигнут уровня показателей для детей в норме.
  3. Дети овладеют нормами социального поведения.

Комплексы нетрадиционных приёмов использования хэндгамов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную игровую деятельность).

Структура занятия:

  1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
  2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения.
  3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
  4. Рассматривание готовых работ.

В процессе повседневной деятельности используются дидактические игры и упражнения на развитие психомоторики, логоритмические упражнения.

Ежедневно, в игровой форме, проводится пальчиковая гимнастика. При разучивании новой пальчиковой игры придерживается определенная последовательность.

Этапы разучивания игр:

  1. Воспитатель сначала показывает игру малышам сам.
  2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Воспитатель и дети выполняют движения одновременно, воспитатель проговаривает текст.
  4. Дети выполняют движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст.
  5. Дети выполняют движения и проговаривают текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Методические приемы обучения детей младшего возраста работе с хендгам:

  1. Игровые приемы и ситуации, игровые упражнения лепки, растягивания «умного пластилина».
  2. Рассматривание и обследование материала, наблюдение за его свойствами.
  3. Показ способа работы с материалом.
  4. Словесные методы и приемы.
  5. Анализ и оценка детских работ.
  6. Работа с материалом осуществляется под присмотром взрослого.
  7. Предупредить детей о том, что хендгам несъедобен. А также о том, что фигурки не будут держать форму долго: они растекутся в лужицы, оставленные в покое, поэтому все работы фотографируются, а затем рассматриваются.
  8. В работе с детьми 3 лет лучше использовать яркие цвета хендгама.

Реализация системы работы по развитию моторных навыков у детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием инновационной игрушки и технологии работы с ней показала, что особым образом организованные занятия, предусматривающие комплекс упражнений - обеспечивают детям значительную положительную динамику.

Наблюдение за детьми в разных видах деятельности показывает, что занятия с использованием хендгума способствуют активному развитию у ребёнка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения; концентрации внимания на определенных действиях;

- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

- художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки, закрепляют знания о геометрических фигурах, цветах.

Создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Также хендгум снимает агрессию и раздражение, создает позитивно эмоциональный фон. Хэндгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями. С помощью Handgum’а мы выбираем себе положительное настроение.

Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания развивающих занятий и различных видов упражнений.

Таким образом, результативность деятельности эффективна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация технологии с использованием инновационной игрушки хендгум обеспечивает положительную динамику развития тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1981.
  2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. - М. : Астрель, 2003.
  3. Богуславская, З. М Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Благодатская, О. А Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей / О. А. Благодатская - Дошкольная педагогика. №4, 2007. - с.51-54.
  5. Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина - Дошкольная педагогика - 2007. - №7 - с.33-39.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка

Поделиться: