«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Организация работы по повышению профессиональной
квалификации педагогов МАДОУ-
«Детский сад № 362 комбинированного вида»
Приволжского района г.Казани Республики Татарстан

Автор: Ибрагимова Н.Н., старший
воспитатель 1 квалификационной категории

Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Дошкольное образовательное учреждение –«Детский сад № 362 комбинированного вида» Приволжского района в настоящее время реализует следующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную, общекультурную и др. В современных условиях противоречие между требуемым уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации данных направлений углубляется. На сегодняшний день у нас работают 28 педагогов, из которых 2 человека (7%) имеют высшую квалификационную категорию, 11 воспитателей (39%) первую квалификационную категорию, 9 педагогов (32%) вторую и без категории 6 воспитателей, что составляет 22%.

Поэтому мы создаем оптимальные условия для воспитания у педагогов желания осуществления высокоэффективного педагогического процесса, для проявления высокой культуры педагогической деятельности. На данный момент у нас существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Но считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Повышение квалификации – это учебный процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. В работе по повышению квалификации педагогов придерживаемся следующих требований:

- обеспечиваем индивидуально-дифференцированный подход, учитывая возможности педагогов и их профессиональные интересы;

- способствуем активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений;

- оцениваем результативность повышения квалификации и своевременно вносим коррективы в этот процесс;

- обеспечиваем системный и комплексный подход.

Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему поможет подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста. Эти материалы у нас накапливаются в «Педагогическом портфеле». Портфолио педагога ДОУ содержит следующие разделы:

  1. Данные о педагоге (визитная карточка).
  2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
  3. Повышение уровня квалификации:
    - самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
    - работа по самообразованию (тема, этапы работы);
    - посещение и проведение мероприятий;
    - глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).
    - методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).
  4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)
  5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

Портфолио начинаем формировать с каждым педагогом. Содержание разделов варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога. Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при аттестации.

Кроме этого, в отслеживании профессионального роста педагога нами используются «Журналы наблюдений за соблюдением стандартов». Специально разработанные для воспитателей, работающих по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и по программе «Детство» под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. Журнал состоит из двух частей: в первой фиксируются результаты наблюдений в группе, где представлены разделы соответствующих программ; во второй даны вопросы для беседы с воспитателем. Они задаются педагогу для определения оценки после проведения посещения группы. Наблюдатель внимательно следит за воспитателем во время его общения с детьми. Оценки основываются на качестве взаимодействия между педагогом и его воспитанниками. Данная форма контроля педагогического процесса в группе удобна в организационных моментах, а именно: готовые схемы экономят время проверяющего; в конце учебного года можно вывести уровень выполнения воспитателем программных стандартов; дает возможность привлечения к контролю специалистов ДОУ. Результаты мониторинга педагогического процесса используется нами при аттестации педагогических работников.

Хочется верить, что используемые нами традиционные, инновационные методы и приемы работы по повышению профессиональных качеств педагогов, даст возможность развиться лидерским, творческим качествам и сохранить стремление к новым достижениям.

Вернуться в «Методическую работу»

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка