«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Проблемы адаптации детей к детскому саду

Мяктинова О.А., старший воспитатель МДОУ д/с №1
поселок Новозавидовский Тверская область

Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети переживают «эмоциональный стресс» со всеми его отрицательными последствиями, только мы, взрослые, не очень - задумываемся над этим и не всегда относимся достаточно серьезно.

В то же время родители склонны приписать проявление адаптационного стресса плохой работе воспитателей. Поэтому хочется рассказать о тех мероприятиях, которые способствуют смягчению проявлений этой «болезни». Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Наблюдения за детьми в период адаптации показывают, что возникают сдвиги в функциональном состоянии организма ребенка, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей отмечается реакция протеста, которая выражается в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.

В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка впервые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, сухости слизистых оболочек, похолодании конечностей, учащении пульса.

У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлением расстройств виде энуреза, расстройства стула, обострения кожных высыпаний. Степень выраженности этих отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и его индивидуальных особенностей.

Поэтому при организации жизнедеятельности вновь поступающих детей должны соблюдаться как общепринятые правила, так и специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение состояния в период адаптации.

Первичный осмотр ребенка при поступлении в дошкольное учреждение проводится врачом педиатром. Собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются дополнительные мероприятия в период адаптации.

Общие правила поведения ребенка в период адаптации:

- укороченное время пребывания ребенка в ДОУ, пребывание увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день;

- сохранение привычных для ребенка воспитательных приемов (кормление, укладывания на сон и т. д.)

- организация бодрствования вновь поступающих детей с учетом его желания (играть одному, с детьми, участвовать в занятиях);

- не применять специальных мер закаливания, обеспечить ребенку тепловой комфорт. Специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.

Впервые дни разрешается:

- присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;

- чаще предлагать ребенку теплое питье;

- медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на 1 месяц);

- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка;

- использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;

- расслабляющий массаж;

- применение лейкоцитарного интероферона - путем закапывания в нос, распыления или в виде мази;

- применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.

На протяжении периода адаптации можно рекомендовать ведение специального листа адаптации, в котором ежедневно отмечать знаками плюс и минус аппетит, сон, настроение, активность, контакты со взрослыми и детьми.

Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течении 3 - 5 дней период острой адаптации считается законченным, а ребенку можно проводить необходимые оздоровительные мероприятия.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.

Вернуться в «Методическую работу»

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка