Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей «Особенности художественного языка изобразительного искусства»

Гордиенко Е.В., воспитатель МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г.Сургут

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства, литературы и музыки, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы и окружающей действительности.

Изобразительная, как и любая другая продуктивная деятельность, уже по определению направлена на получение конкретного продукта с вполне определёнными свойствами. В этом продукте (в частности, в рисунке) должны «опредмечиваться» более или менее стабильные и отчетливые представления ребёнка. Однако целостность образов, которые порождает детское сознание в этом возрасте, зачастую отличается неопределённостью, подвижностью, текучестью. Она пребывает в непрерывном становлении. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли воплощение формирующегося целостного образа в рисунке, пластилиновой или бумажной фигурке?

Л. С. Выготский писал: «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства».

Сущность художественного воспитания детей понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать выразительные образы.

Художественный образ в изобразительном искусствележит в основе передаваемого педагогом детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний.

Выделены стадии освоения художественного образа:

  1. Подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т.д.;
  2. «возникновения образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах деятельности.

Установлены показатели качества художественного образа:

  • Нахождение адекватных изобразительно - выразительных средств;
  • Индивидуальный почерк;
  • Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям;

А также сформулированы критерии выразительности образов:

  • Эмоционально - личностное отношение к изображаемому;
  • Техническая грамотность;
  • Изобразительная самостоятельность;
  • Оригинальность решения обобщённой трактовки;

Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений. Исходя из этого, основной задачей художественного воспитания дошкольников является научению мыслей и чувств в образах посредством конкретных материалов разных видов и средств изобразительного искусства.

Виды и средства выразительности изобразительного искусства:

Графика: станковая (также как и в живописи изображается на мольберте), плакатная, журнальная, учебно-оформительская, графический дизайн, компьютерная графика, гравюра на фольге, чеканка.

Материал: графический карандаш, тушь, уголь, сангина, пастель, мелки, шариковая и перьевая ручка и т.д.

Средства выразительности: линия, штрих, тон.

Живопись:

- Станковая (Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».)

- Монументальная - художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».

Материал: акварель, гуашь, темпера, эмаль, масляная, клеевая.

Средства выразительности: цвет, колорит, композиция, выразительность образа, техника исполнения, пятно и характер мазка, законы воздушной, линейной и цветовой перспективы.

В искусстве существуют следующие жанры живописи:

- Портрет - изображение лица, фигуры человека.

- Пейзаж - самый живописный жанр (морской, горный, городской, индустриальный, сельский и т.д.). Где природа раскрывается в характеристике художественных, поэтических и музыкальных образах.

- Натюрморт- изображение окружающих нас бытовых предметов

- Анималистический - изображение животных

- Бытовой - картины о различных событиях.

- Батальный - изображение военных, исторических действий

- Сказочный (былинный) - Используем в работе с детьми в таких видах деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Декоративно-прикладное искусство - монументальное (витражи, гобелены, мозаика и т.д.), оформительский дизайн, народные промыслы.

Средства выразительности: Используем в работе с детьми в таких видах деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Средства выразительности: стилизация, ритм, различные изобразительные техники, соответствующий материал каждому виду продуктивной деятельности.

Скульптура - станковая (также как и в живописи изображается на мольберте), монументальная, монументально - декоративная, скульптура малых форм. Бюст, барельеф, статуя, рельеф, горельеф.

Материал: гипс, глина, мрамор, бронза, солёное тесто, пластилин

Средства выразительности: объём, поза, движение, композиция, материал.

Архитектура - объёмные сооружения (общественные, жилые, культовые здания), архитектурные ансамбли, ландшафтная архитектура (фонтаны, беседки, мостики и т.д.).

Материал: в конструировании с детьми различный строительный материал, конструктор.

Средства выразительности: ритм, фактура, цвет, строительный материал, композиция, стиль, связь с природой.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми, как на занятиях, так и в самостоятельно-художественной деятельности и индивидуальной работе:

  • Умение свободно общаться; обучение красоте художественного языка в искусстве на примере поэтических произведений, живописи и музыкальных произведений.
  • Способность отображать в рисунках эмоции и чувства через сочетание цветов;
  • Передача художественного образа, представление о действительности через рисунок, цвет, форму, движение и мимику;
  • Восприятие цвета, формы, величины, пространства;
  • Рассматривание картин через рамки, цветное стекло, «вхождение в картину», сравнение картин с действительностью, «что я слышу, что я чувствую в картине», приём синтеза и анализа;
  • Рисование под музыку, после прослушивания музыки, поэтических произведений.

Каждое занятие проводится с музыкальным сопровождением в зависимости от тематики. А также по необходимости подбор поэтических и художественных произведений. (При рассматривание картины К. Айвазовского слушаем шум моря, репродукции Левитана И. Вивальди «Времена года», чтение стихотворения И. Бунина «Листопад», натюрморта И. Хруцкого И. Чайковского «Вальс цветов», стихи о цветах и т.д.)