Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [г], [г']»

Тетерева Ирина Евгеньевна, учитель-логопед
МБДОУ д/с №11 «Оленёнок» г. Мичуринск

Программное содержание: познакомить детей со звуком [г'], закреплять правильное произношение звуков [г], [г'] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [г], [г'] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, обогащать словарь детей.

Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (гитара, бегемот, книга, гвоздь, гриб), схемы для определения позиции звуков в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Содержание НОД.

I. Орг. момент

Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д.»

II. Основной этап.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с вами со звуком [г] и с его графическим изображением - буквой Г. Но этой буквой обозначается не только звук [г], но и еще один звук. А какой это звук, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем... (гитарой)

Логопед предлагает детям определить первый звук в отгадках. Дети определяют, что это звук [г'].

Логопед озвучивает тему занятия: «Сегодня мы познакомимся с этим звуком и будем различать звуки [г], [г'] на слух и учиться правильно произносить их».

2. Работа со звуками.

Использование имеющихся знаний у детей, сравнение звуков [г], [г'] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Дадим характеристику этим звукам. При возникновении затруднений, дети вспоминают правило различения гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных.

[г] - согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.

[г'] - согласный, мягкий, звонкий, на схемах обозначаем зеленым цветом.

3. Звуки [г] и [г'] в слогах и словах.

Дифференциация [г], [г'] на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори»:

- га-гя-га

- га-га-га

- га-га-гя

4. Игра «Симофор».

Логопед: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [г], в левую - зеленый (он будет обозначать мягкий звук [г'])»

Логопед: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если - мягкий звук? (Зеленый)»

Логопед: «Слоги: га, ги, го, гу, ге, гэ, гю, гя…»

Логопед: «Слова: «богиня, бумаги, ноги, утюги, бегемот, газета, газон, галька…»

5. Игра «Запомни - повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов:

Книга-гвоздь-снегири

Бегемот-гвоздика-газон

Богиня-ноги-гармонь

6. Работа с картинками.

Логопед просит детей посмотреть на предложенные предметные картинки (гитара, бегемот, книга), определить, какой звук есть в этих словах [г] или [г'] и в какой позиции он находится. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один из детей озвучивает, что у него получилось, а логопед выкладывает соответствующую схему на доске).

7. Развитие связной речи.

Детям предлагается составить предложения со словами из предыдущего задания.

8. Физкультминутка.

Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке - наклоны вперед - назад.

Мимо голуби летели - взмахи руками.

И на веточку присели - приседание.

Веточка качается - покачивание руками

Красиво получается.

9. Обучение грамоте.

Печатание в тетрадях слогов по схеме Г + изученный гласный. Чтение напечатанных слогов детьми. Списывание по образцу предложения с карточки.

Дополнительно:

Работа с кассами. Выкладывание слогов ГА, ГО, ГИ, преобразование их в обратные слоги (АГ, ОГ, ИГ).

Итог.

Логопед: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?