Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Занятие по обучению дошкольников творческому
рассказыванию по картине с использованием ТРИЗ

Шевнина Е.Ю., воспитатель ГОУ д/с №1547 ВОУ г. Москвы

Пояснительная записка.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определённую тему. Дошкольный возраст можно назвать "возрастом образных форм сознания", поэтому крайне важно в этот период работать с детьми с опорой на воображение, т. к. его резервные возможности шире, чем те которые используются на занятиях в детских садах.

Основная дидактическая задача - не обучение составлению конкретного рассказа по картине, а усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при создании своего речевого продукта по любой сюжетной картине.

Занятие включает в себя игры и игровые приёмы для освоение алгоритмов работы с картиной по системе ТРИЗ.

  1. Игра с «подзорной трубой» Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
  2. «Ожившие предметы» Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
  3. К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Цель: Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Занятие

Задачи:

  • Учить определять состав картины.
  • Учить передавать свои ощущения от соприкосновения с предметом.
  • Побуждать детей к составлению рассказа из 3-4 предложений.
  • Упражнять детей в составлении речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Ход занятия.

Под волшебную музыку появляется воспитатель в костюме лесовика.

- Ой, ребята! Здравствуйте! Вы меня узнали? (Ответы детей) Правильно, Я - лесовичок, живу я в лесу, да вот заблудился. Вы мне поможете вернуться в лес? (Ответы детей.) А вот и дом мой родной, смотрите, он нарисован у вас на картине. У меня есть подзорные трубы, они волшебные, и в них можно увидеть только 1 предмет. (Даёт трубы детям, смотрит в трубу) Я вижу старый дуб, по которому бегают белки. А ты?

Дети по очереди смотрят в подзорную трубу и говорят, что они видят.

- Что-то случилось с трубой. В неё можно увидеть только то, что похоже на круг.

Дети: Дупло

Лесовик: Oно такое-же круглое, как что?

Дети: Как тарелка, как колесо.

Лесовик: Молодцы. Давайте поиграем (упражнение дыхательной гимнастики).

Раз, два, три, четыре, пять!

Где же белку нам искать?

- Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

- Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

Лесовик: А хотите, я вас заколдую, и вы окажетесь в картине?

Карабас–барабас, заколдую вас сейчас. (Лесовик колдует руками). Закройте глаза и представьте: Вы в лесу (звучат звуки леса из серии «волшебный лес»), дует тихий ветерок, шуршит листва на деревьях, пахнет ёлкой, белка села к вам на колени, и вы её гладите. Она какая? (ответы детей) Ой, белка убежала. Маленький бельчонок сел на коленки и нюхает. Его носик, какой? А хвостик, такой же, как у бельчихи? Барабас–карабас, расколдую вас сейчас.

(Музыка прекращается)

- Понравилилось вам путешествие, а как настроение у бельчихи? (Ответы детей) А что она говорила своим бельчатам?

- Ребята, а вы знаете, что я не могу попасть в лес, пока не соберу рассказы ваши о том, что вы видели.

- Давайте вы расскажете мне, что вы видели на картине, я ваши рассказы соберу в мешок и отнесу белке.

Дети рассказывают рассказы, лесовик «собирает» их в мешок и хвалит детей.

- Вот теперь я смогу попасть домой. Спасибо! До свидания!