Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Конспекты занятий по обучению детей пересказу
с использованием опорных схем

Захарова Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ №417 г. Нижний Новгород

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

  1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Обучение детей приемам планирования собственного пере­сказа.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса.
  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформле­ния высказывания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; до-говаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные

по слоговой структуре

Существительные

охотники

 

Глаголы

 

хрустнула, испугался

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитые произвольного зрительного внимания.

Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, мед­ведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

- Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.

- Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорокаувидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

- Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал... Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

Зайки

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок,

(Присесть на корточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

(Изобразить соответствующие движения)

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка работы детей.

- Чем занимались?

- Чему научились?

- Что запомнили?

Закрепление изученного материала вне занятия:

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.
  • Повторить упражнения «Подбери к предмету действие» (Медведь что сделал? Вошел, наступил, остановился, услышал, испугал­ся, убежал), «По действию назови предмет» (Испугалась, выронила шишку (кто?) белка).
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно)

Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому)

Цель: Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему теста с наглядной опорой в виде графически схем.

Основные задачи:

  1. Формирование навыков планирования связного развернуто­го высказывания.
  2. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  3. Воспитание внимания к слову, грамматическому, синтакси­ческому оформлению речи.
  4. Усвоение некоторых художественных приемов и средств рус­ского литературного языка.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание детских иллюстраций к рассказу, графических схем; составление картинного и графического плана рассказа; дидактическая игра «Кто, где живет?»; трансформация текста (изменение лица).

Оборудование: Серия детских рисунков - иллюстраций к рассказу; набор схем для графического плана; дидактическая игра «Кто, где живет?», кар­тинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки и их жилища; магни­тофон для записей детских рассказов.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Г. Скребицкого «Пушок».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование сюжетных фрагментов к рассказу (вместе с роди­телями).

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные

по слоговой структуре

Существительные

сарай

 

Прилагательные

ручной

 

Глаголы

требовал

требовал, показалась

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие произвольного зритель­ного внимания.

Рассматривание детских сюжетных рисунков к рассказу «Пушок» Г. Скребицкого.

Дети заранее по заданию педагога нарисовали сюжетные рисунки к рассказу (дома с родителями). Количество рисунков (7) соответствует числу смысловых звеньев рассказа.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

Педагог: Какому рассказу посвящена наша выставка рисунков? («Пушок») Кто его автор? (Г. Скребицкий) Расположите рисунки в нужной последовательности. Что было сначала? Что потом?

Дети расставляют сюжетные рисунки в нужной последовательности.

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

- Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Пушок». Чтение адаптированного рассказа.

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюс­траций.

- О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)

- Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)

- Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)

- Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)

- Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)

- Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)

- Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.)

- Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)

- Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)

- Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)

- В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)

- Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)

- Расскажите, как произошла эта встреча.

- Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холод­ным носиком.)

- Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)

5. Дидактическая игра «Кто где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».

Игра проводится с использованием иллюстраций.

- А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

- Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.) Медведя? (Бер­лога.) Лисы? (Нора,) Волка? (Логово.) Белки? (Дупло.)

- Помогите животным найти свой домик.

Дети получают картинки зверей и находят в группе «домик» рисунок животного.

6. Повторное чтение рассказа. Составление плана - схемы со­держания рассказа. Развитие внимания и памяти.

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.

7. Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие па­мяти, мышления, диалогической речи.

- С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т. д.

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каж­дой части оформляется фразой.

8. Пересказ рассказа с изменением лица. Развитие связной речи, творческого воображения.

- Расскажите по своим рисункам историю о Пушке. Только автор вел рассказ от своего лица («Я собрался кататься, я пошел в сад»), а вы расскажите про него («Он собрался кататься, он пошел в сад»).

Принимают участие все дети. Рассказы записываются на магнитофон.

9. Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей.

- Как называется рассказ, который мы все вместе пересказыва­ли? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)

- Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему?

Дети дают аргументированные ответы.

Закрепление изученного материала вне занятия:

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорож-ки - плана рассказа.
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
  • Поиграть в игру «Кто где живет?»
  • Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).

Приложение

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки - помчался, в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе - охотников видит.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болот­ные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которо­му белка шишкой в лоб y годила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Н. Сладков

Пушок

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорож­кам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, дер­жал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубоч­ком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товари­щей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конем, и вез в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие веревки, и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повез санки с ежом домой. Везу - вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в дерев­ню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замерз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своем несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча, его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая теплая! Один раз утром отпра­вился я в сад: там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озера. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверек? Какой? Из-под темных листьев показалась знако­мая мордочка, и черные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже дер­жал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, поса­дил туда ежа и с торжеством принес его домой.

Г. Скребицкий