Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Материал по развитию речи детей младшего возраста
с использованием фольклора

Бугаёва З.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»
р.п. Дмитриевка Никифоровский р-н Тамбовская область

Игра «Гуси, вы гуси!»

Цель: отработать четкое произношение звука С; учить детей произносить звук С твердо и мягко; закрепить произношение звука С в словах; развивать речевое дыхание.

Методика проведения: Дети-гуси ходят по лугу, щиплют травку. Воспитатель словами песенки спрашивает, где они бывали, что видали. Дети четко, не торопясь, отвечают тоже словами песенки:

Мы видали волка:

Унес он гусенка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

В это время к ним подкрадывается волк. Хватает гуся. Гуси откликаются на призыв воспитателя «щипать волка, спасать гусенка», но делают это не прикасаясь к нему (двигают пальцами рук в воздухе).

Русская народная песенка «Спи, дитя, до утра»

Цель: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звука Д в звукоподражаниях и словах; отрабатывать интонационную выразительность речи.

Методика проведения: Дети 3-4раза повторяют песенку, стараясь особенно отчетливо произносить слова со звуком Д.

Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка;

Будет пора,

Мы разбудим тебя.

Считалка

Цель: упражнять в четком произношении звука М; закрепить произношение звука М в отдельных словах и связной речи.

Методика проведения : при помощи считалки дети выбирают водящего для игры.

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Русская народная песенка «Тили-бом!»

Цель: воспитывать навыки драматизации; формировать интонационную выразительность речи.

Методика проведения : песенка применяется в игредраматизации.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом.

Эти строчки дети негромко говорят хором. Далее текст песенки говорит воспитатель, а четыре ребенка изображают животных, примчавшихся на пожар: курочку с ведром, собачку с помелом, лошадку с фонарем, заюшку с листом.

Заключительные слова -«И огонь погас» - произносят все дети хором.

Песенка про петушка

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звука У в словах и словосочетаниях.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Щелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Потешка «Котенька-коток»

Цель: учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.

Уж ты котенька - коток,

Котя - серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Игра с правилами «Коза - хлопота»

(по потешке, с элементами пальчиковой гимнастики)

Цель: воспитывать умения действовать по словесной инструкции взрослого. Укреплять связочно - мышечный аппарат кистей рук и мышцы спины.

Коза - хлопота (показать рожки с помощью указательного пальца и мизинца обеих рук, шевелить ими)

День - деньской занята (прижать ладони к щекам, покачать головой)

Ей травы нащипать (руками «нарвать травы»)

Ей на речку бежать (указательным и средним пальцем изобразить бег)

Ей козляток стеречь (сложить руки на груди, слегка покачивая туловищем)

Малых деток беречь (погладить попеременно левую и правую кисти рук)

Чтобы волк не украл (имитировать движение волка)

Чтоб медведь не задрал (изобразить медведя)

Чтобы лисонька - лиса (имитировать движения лисы)

Их с собой не унесла

Загадывание загадок

Цель: учить правильно по смыслу, называть признаки предметов, называть детенышей животных.

Под полом таится, кошки боится. (мышка)

Маленькая, серенькая по ночам скребется. (мышка)

Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки. (мышка)

Литература

  1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. -400с.
  2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.
  3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М. : Учпедгиз, 1957. -240с.
  4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
  5. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М., Мозаика-Синтез, 2011г.