Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

Конспект открытого коррекционно-развивающего
занятия во II младшей группе
(По сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски»)

Автор: Лихачева Инна Борисовна, педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 3, г. Кропоткин, Краснодарский край

Программные задачи:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них)
  4. Развитие внимания и памяти.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.

Оборудование:

- большая мягкая игрушка;

- плакаты с изображением нераскрашенного и раскрашенного петушков;

- карточки к упражнению «Петушки»;

- коробка с карандашами (разного цвета и размера).

Ход занятия

Детей встречает мягкая игрушка. Дети здороваются и говорят ей комплименты, затем садятся за столы.

Психолог показывает детям плакат, на котором нарисован нераскрашенный петушок.

Психолог:

Дети (предполагаемые ответы):

- Дети, кто пришел к нам в гости?

- Петушок.

Петушок приветствует детей. Дети здороваются с петушком.

- Наш петушок какой-то печальный. Он чем-то расстроен. Спросите петушка, что с ним случилось? Почему он такой грустный?

- Что с тобой случилось, петушок? Кто тебя обидел? Почему ты такой грустный?

Петушок: «Нарисовал меня художник, а раскрасить забыл. Пошел я гулять по двору, и все стали надо мной смеяться, даже цыплята. Я спросил у собаки: «Почему все смеются надо мной?» Она ответила: «Да ведь ты не раскрашенный». Подошел я к луже, посмотрел в воду. Все верно. Но что же мне делать? И посоветовала мне собака пойти к ребятам в детский садик».

- Дети, вам жалко петушка?

- Вы поможете ему?

- Да, нам жалко петушка!

- Мы поможем ему!

Психолог ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям карточки к упражнению «Петушки».

- Как нам помочь петушку? Как сделать его нарядным?

- Правильно, мы будем раскрашивать петушка цветными карандашами.

- Мы раскрасим петушка, сделаем его нарядным.

Психолог достает из коробки и показывает детям зеленый карандаш.

- Какого цвета этот карандаш? Какой это карандаш?

- Настя, достань из коробки зеленый карандаш. Какой карандаш у тебя в руке?

- Это зеленый карандаш.

- Зеленый карандаш.

Каждый ребенок берет из коробки карандаш и называет его цвет.

Аналогичная работа проводится с карандашами синего, красного, желтого цветов.

По окончании задания у каждого ребенка имеются карандаши указанных цветов.

- Сколько карандашей осталось в коробке?

- Ни одного. Коробка пустая.

- Посмотрите, на моем столе лежат карандаши: синий, красный, желтый, зеленый. Сейчас карандаши проверят, какие вы внимательные. Один из них будет прятаться, а вы должны угадать, какой карандаш спрятался. Закройте глаза.

 

Дети закрывают глаза. Психолог прячет один из карандашей. Открыв глаза, дети определяют, какой карандаш «спрятался». Игра повторяется 3-4 раза.

- Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

- А сейчас мы будем превращаться то в маленьких гномов, то в больших великанов. Встаньте в круг.

 

Психолог произносит слова физкультминутки, показывает движения, дети их повторяют.

- Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ (2 раза).

 

Дети медленно идут по кругу, высоко поднимая ноги.

- Маленькие ножки бегут по дорожке: топ, топ, топ (2 раза).

 

Дети бегут.

- Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь.

 

Дети приседают, обхватывают колени руками.

- Потом я вырасту большим, до мамы дотянусь.

 

Дети встают на носочки, приподнимают руки вверх.

По окончании упражнения дети садятся за столы.

- Мы с вами были то большими, то маленькими. И предметы вокруг нас тоже бывают большими и маленькими. Хотите стать волшебниками?

- Тогда закройте глаза и сосчитайте до трех.

- Да, мы хотим стать волшебниками!

Дети закрывают глаза, хором считают: «Один, два, три». Психолог прикрепляет изображение нераскрашенного петушка на доску. Дети открывают глаза.

- Здравствуйте, добрые волшебники. Как я рада вас видеть! И петушок вам тоже рад. Пришло время помочь ему и другим петушкам.

- Сколько больших петушков у нас в гостях?

- А сколько маленьких?

- Сейчас мы будем раскрашивать петушков, только договоримся, что гребешок и бородка (психолог показывает части тела петушка) будут красными, грудка - желтая, крылышки - зеленые, а перышки на хвосте - синие.

- Один большой петушок.

- Маленьких много.

Дети повторяют: «красные», «желтая», «зеленые», «синие».

- Я начинаю раскрашивать.

 

Психолог, имитируя процесс раскрашивания, незаметно меняет плакаты - на доске появляется раскрашенный петушок.

Дети раскрашивают изображения петушков, сверяясь с образцом, вывешенным на доске.

- Молодцы, дети, получилось очень красиво. Вы - настоящие волшебники! Петушок доволен. Ему нравится, что у него появилось много друзей - петушков и все они такие яркие, разноцветные.

Какие у вас петушки?

- Красивые, яркие, разноцветные.

- А теперь сложим карандаши. Куда мы их сложим?

- Поступим так: все синие карандаши сложим в синюю коробку.

- Мы сложим карандаши в коробку.

Выставляет на стол коробку синего цвета.

- В какую коробку мы сложим синие карандаши?

- Все желтые - в желтую коробку.

- В синюю коробку.

Выставляет на стол коробку желтого цвета.

- Куда мы будем складывать желтые карандаши?

- В желтую коробку.

Аналогичные вопросы психолог задает, выставляя коробки красного и зеленого цветов. Дети складывают карандаши.

- Ой, я слышу чей-то голос. (Психолог прислушивается.) Петушок спрашивает, можете ли вы сложить карандаши по-другому: длинные, большие карандаши - в большую коробку, а короткие, маленькие - в маленькую?

- Да, можем.

Дети складывают карандаши: большие - в большую коробку, а маленькие - в маленькую коробку. Психолог помогает детям справиться с заданием.

- Молодцы, ребята, петушок доволен вами. Ведь сегодня вы помогли петушку и его друзьям. Раскрасили их очень красиво: зеленым, синим, желтым и красным цветом. Теперь петушок вернется к себе домой, и никто не будет над ним смеяться. Я хлопаю вам и вы похлопайте друг другу, похвалите друг друга.

 

Дети хлопают в ладоши, хвалят друг друга.

- А теперь расскажем мягкой игрушке, что мы делали на занятии.

 

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе

- Спасибо, дети. Попрощаемся с петушком, он вам говорит, что любит вас. А вы?

 

Дети гладят мягкую игрушку, прощаются с ней, с петушком, с психологом, говорят им комплименты.

Источник: Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. - М. : «Национальный книжный центр», 2011.