Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

«Обучение оречевлению ряда
последовательно выполняемых действий»

Кравченко Валентина Васильевна
учитель – логопед муниципального дошкольного
образовательного учреждения
центр развития ребёнка – детский сад №17
г. Алексеевки Белгородской области

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми.

Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

Речь является важнейшей психической функцией человека ­универсальным средством общения, мышления, организации действий. Психические процессы - внимание, память, восприятие, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

Учеными справедливо доказано, что общение со сверстниками влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость его социального мира, внося изменения в психику; от благополучия в общении как со сверстниками, так и со взрослыми зависит многое в психическом здоровье ребенка - ­логопата. Так как общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, то при недостаточном общении с окружающими детьми и взрослыми темп развития его речи и других психических процессов замедляется.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Часть детей с речевыми нарушениями, с трудом вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В логопедической литературе указывается на факт наличия у детей с нарушением речи и стойкие нарушения в общении, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая: необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В связи с этим возникла актуальность исследования особенностей общения детей с речевым недоразвитием.

По одной из теорий Л. С. Выготского - источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его общении с окружающими. Но как быть, если некоторые дети способны лить отвечать на вопросы, активная речь которых может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т. д. Вне специального внимания к речи часть таких детей малоактивна, в редких случаях является инициатором общения, стараются не обращаться с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих друзьях, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий, а также в повседневной жизни, рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили бы ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. при этом необходимо также создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами можно сказать, что в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение по развитию и формированию связной речи включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

  • Систематичность проведения;
  • Распределение их в порядке нарастающей сложности; Подчиненность заданий выбранной цели; Чередование и вариативность упражнений;
  • Воспитание внимания к речи.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета, его признаков или действия. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
  2. Объяснения происхождения данного слова (хлебницапосуда, в которой хранят хлеб; кофейникпосуду, в которой варят кофе и т.д.)
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный домэто очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих (это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельныx ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать и самостоятельной постановке вопросов.
  5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
  6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условий, цели.
  7. Составление предложений по опорным словам, картинкам, игрушкам и т. д.

Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Занятия желательно проводить в игровой форме, хотя некоторых детей приходится сначала обучать игре.

Т. Б. Филичева рекомендует начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Дается задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч.» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В самом трудном варианте ­выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи. Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном. Развивая навыки описания, нужно использовать и такие игры, как «Узнай меня» : один ребенок выходит из комнаты, остальные составляют устное описание коголибо из детей. С помощью вопросов логопед нацеливает их внимание на наиболее характерные черты. Вернувшийся ребенок по описанию должен узнать, о ком говорят дети. Эффективность работы зависит не только от систематичности занятий, но и от распределения ее в порядке нарастающей сложности, чередовании вариантности упражнений. Весь лексический материал подобран по частям речи. Поэтому его легко можно использовать в совокупности: например, «Это кошка. Кто у нее дети? - Котята. Кошка с кем? (с котятами). Кошка что делает? (мяукает, прыгает, царапается. ..)

А котята?. А это ушки чьи? Хвост? (кошачьи, кошачий) Шерстка какая?. . А кошка в лесу живет?. Она любит кушать конфеты. .. .. Давайте подберем словародственники к слову «кошка». И только после полного последовательного изучения существительных, глаголов, прилагательных и т. д. по данной теме мы можем перейти к составлению описательного рассказа о кошке. Эмоциональному общению способствует такой прием, как «оживление» предмета или животного: « я мячик. Я кругльrй, разноцветный. Посредине у меня желтая полоска. Я умею прыгать, кататься, потому что я круглый и резиновый. »В такой же последовательности составляются описательные рассказы об игрушках, посуде, птицах, транспорте и т. д. (Пример: проведение тематического занятия « Дикие животные» )

Обучение оречевлению последовательно выполняемых действий используется логопедом в различных игровых приемах и играх. Например, игра «Угадай предмет», где детям раздаются карточки с изображением частей предметов (руль, кабина, рога, носик, колеса и т. д. ). По заданию вызванный ребенок должен разложить эти картинки в соответствующие конверты, прокомментировав свои действия: «Это машина. У машины есть руль, кабина, колеса, кузов. .. .» В конце занятия, проверяются все конвертики, наиболее трудные слова в случае необходимости проговариваются хором и индивидуально.

Навыки описания предметов и животных полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельностилепка, рисование, конструирование, где дает возможность рассказать о сделанном не только в своей группе, но и другим детям и взрослым, своим родителям.

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания событий, то затем он сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Новые слова при составлении рассказов по картинкам запоминаются ребенком не механически, а в процессе их активного использования.

Конкретные приемы работы с сюжетными картинками многообразны

(пример: «Как собака друга искала?») По мере накопления опыта рассказывания по картинам удачным приемом считается использование реплик, диалогов к данному сюжету, придумывание ему названия, а также передача его содержания в лицах.

Очень часто мы используем в своей работе стихи не только потому что дети их любят и стараются запомнить, но и для закрепления произношения поставленных звуков. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, а при использовании движений с проговариванием текста дети оречевляют последовательные действия. (пример: картинки).

Загадки - один из любимых приемов логопеда, используемых на занятиях. Они активизируют словарь, тренируют внимание, память, расширяют кругозор детей, умение выделять существенные признаки предметов. По мере накопления опыта у детей целесообразно предложить им самим придумать загадку, но при этом обратить внимание на последовательность: оречевлять нужно так, чтобы самая значимая подсказка стояла в конце придуманной загадки (пример­ слон).

И еще один вид работы, который проводится при наличии у ребенка фразовой речи - это пересказ художественных текстов, включающий в себя: выборочный пересказ, краткий пересказ и творческое рассказывание. При обучении пересказыванию учитывается ступень речевого развития ребенка и соответственно применяются различные виды пересказа и приемы. В конце каждого рассказа необходимо использовать вопросы как по его содержанию, так и упражнения по лексике и грамматике.

Пример: «Грачи прилетели.»

« Весной первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи и птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.»

  1. Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева. Птенцов выводить.
  1. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

  1. Образовать множественное число от существительных: грач - грачи, гнездо - гнезда, сук - сучья, корень - коренья, птенец - птенцы, дерево - деревья, ствол - стволы, пень - пни.
  2. Закончить предложение: На дереве гнездо, а на деревьях. .. (гнезда).

На ветке сук, а на ветвях. .. (СУЧЬЯ). В гнезде птенец, а в гнездах. . (птенцы). На дворе дерево, а в лесу., (деревья).

Развивая у ребенка память, мышление, внимание, моторную деятельность и Т. д. , мы постоянно используем игры и упражнения, которые помогают ребенку оречевить свои действия, выстроить их последовательно. Примеры : игра «Какое слово лишнее?» ребенок должен объяснить почему?, игра «Подбери букет», нужно повторить задание и выполнить ряд действий, работа по анализу и синтезу слов, выполнять упражнения по развитию двигательной сферы с предметами и без и т. д.

Современныe требования, предъявляемые ребенку при поступлении в школу, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционной и профилактической работы с детьми с вариативными речевыми нарушениями. Поэтому от того, насколько комплексно и дифференцированно мы построим свою работу, применим принцип индивидуальности по преодолению речевых, психических и личностных нарушений, будет зависеть наша работа в целом и, в частности, по развитию связной речи, что в дальнейшем обеспечит ребенку успешное обучение в школе.