Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

Занятия по развитию речи

«Расскажите–ка о птичках: о больших и невеличках»
( занятие по развитию речи в средней группе)

Воспитатель: Пожидаева Н. И.
Д/с №63 «Машенька» ЦРР
г.Старый Оскол Белгородской области

Тема: «Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках».

Цель: Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц.

Программное содержание:

- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- закрепить знания детей о птицах;

- развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность;

- воспитывать интерес к природе, любовь к художественной литературе.

Оборудование: картинки с изображением хищных птиц (совы, филина), насекомоядных (синица, дятел, скворец, воробей и т. д. ); письмо с загадками.

Ход занятия.

  1. – Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика Лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки!

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку – ку, ку - ку». (кукушка)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? (воробей)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

Черный, проворный,

Кричит «крак»-

Червякам враг. (грач)

Картинки с изображением птиц воспитатель ставит на доске.

- Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). Старик Лесовик хочет узнать, что мы знаем о птицах?

- Присмотритесь повнимательнее. Все ли птицы одинаковые?

- Нет, они все разные.

- Чем же похожи птицы?

- Они умеют летать, их тело покрыто перьями.

- А чем они отличаются?

- Они по-разному питаются, в разных условиях живут.

- Где же живут эти птицы? (В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком, в горах).

- Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги. Для чего? (Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев). У них очень длинный клюв, а у некоторых – даже с карманом, как у пеликана. Для чего? (чтобы ловить рыбу, лягушек).

- А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего? (Чтобы хорошо видеть ночью. )

- А для чего острый загнутый клюв? (Ловить и съедать свою добычу. Сова – хищная птица. Она. питается другими животными).

- Как вы думаете, для чего сове нужны огромные крылья и острые, цепкие когти? (чтобы, схватив добычу, поднять ее в воздух и парить вместе с ней. Иногда эта добыча бывает очень тяжелой).

- А синичка? Зачем ей маленький острый клювик? (чтобы залезть им в каждую щелочку под кору деревьев и вытащить из – под коры ловко спрятавшихся жучков, личинок, червяков).

- Зачем дятлу его большой и острый клюв, напоминающий молоток? Зачем ему огромный хвост, похожий на веер? (Клювом дятел долбит кору деревьев и достает из-под нее вредных насекомых, а хвостом упирается в дерево, чтобы не упасть, и сидит на нем как на стуле).

- Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова).

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

  1. – Ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?

У совы у старой

Не глаза, а фары –

Круглые, большие,

Страшные такие.

А у птички у синички,

У синички – невелички

Глазки, словно бусинки,

Малюсенькие.

Но синички глазки

Смотрят без опаски

И на облака вдали,

И на зернышко в пыли.

Днем сова не видит,

Значит, не обидит.

Ночь вошла в свои права,

В путь пускается сова.

Все глаза огромные

Видят ночью темною.

А синица не боится,

Потому что спит синица.

Крепко спит она в гнезде,

Не видать ее нигде.

Дети рассказывают воспитателю, что сова птица хищная, она охотится ночью, а синичка – птичка насекомоядная, она днем добывают себе еду – шныряет по щелочкам в коре деревьев и достает из них жучков – короедов, а зимой, когда насекомые прячутся, она прилетает поближе к жилью человека и питаются хлебными крошками, зернышками, семенами и плодами деревьев.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Посчитай – ка, подпевай –ка 10 птичек стайка.

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка совушка – сонная головушка.

Это птичка – свиристель.

Это птичка – коростель.

Это птичка скворушка, серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж –

Это развеселый чиж.

Ну а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

  1. Игра «Летает, не летает».

Воспитатель говорит слова: воробей, дятел, стол, игрушка, синица, цветы, соловей, картина, дерево, сорока. Если это название птиц – дети хлопают в ладоши, на другие слова топают ногами.

  1. – Чем мы занимались на занятии?

- Что нового узнали?

- После занятия мы обязательно нарисуем всех птиц, которых знаем и отошлем в письме, старику Лесовику. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика Лесовика угощение.