Конспекты занятий
Занятия по развитию речи
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Октябрь.
Задачи: Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям
запомнить стихотворения и упражнять в выразительном чтении произведений с
помощью разных приёмов.
Занятия |
Совместная деятельность |
- Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
- Интересно ли слушать рассказы о животных?
- Заучивание стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная
кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»)
|
- Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена.
- Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя).
Чтение стихотворений Д. Хармса.
- Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»
- Расскажем стихи руками.
- Заучивание стихотворений об осени.
|
Ноябрь.
Задачи: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от
встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами
зла. Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь
почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения
этого поэта. Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а
другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи,
совершенствовать выразительность речи.
Занятия. |
Совместная деятельность. |
- «Что за прелесть эти сказки!»
- Заучивание наизусть стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
- Сказки А. С. Пушкина.
- В этот вечер у нас в гостях ...
|
- Чтение рус. нар. сказок:
«Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».
- Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима
и др.
- Чтение рассказов о жизни и повадках различных птиц: К. Снегирёв
«Про пингвинов», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Подкидыш», Н.
Романова «Умная ворона».
- Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
|
Декабрь.
Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им
произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать
возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь
детям запомнить и выразительно читать стихи на зимнюю тематику.
Занятия. |
Совместная деятельность. |
- Беседа «Зачем нужны стихи».
- Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся.
- Сказки и повести К. Паустовского.
- В этот вечер у нас в гостях ...
|
- Чтение произведений К. Паустовского
«Тёплый хлеб», «Квакша», «Дремучий медведь».
- Чтение сказок Э. Топелиуса «Три ржаных колоска»
- Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина и
др.
- Чтение в лицах «Песни воли», С. Маршака «Драматизация сказки», Д.
Хармса «Лиса и заяц».
- Чтение детям колядок - обрядовых песен русского народа, стихотворение
«Коляда» В. Брюсова.
|
Январь.
Задачи: Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть
разные издания сказок, познакомить с художниками - иллюстраторами.
Помочь детям разобраться, почему сказку Л. Ремизова «Хлебный голос»
называют мудрой сказкой. Повторить с детьми известные им
произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми.
Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной
речи детей.
Занятия. |
Совместная деятельность. |
- Беседа «Знаем ли мы сказки».
- Саша Чёрный и его поэзия.
- Мой любимый весёлый рассказ.
- Час загадок, скороговорок и считалок.
|
- Чтение новогодних сказок: «Двенадцать
месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка», и русской народной сказки «Рифмы».
- Чтение стихотворений о зиме: С. Есенина, М. Пожарова и др.
Чтение стихотворений С. Чёрного «Волшебник», «Перед сном», «На
коньках», «Жеребёнок» и др. Чтение произведений С. Маршака «Почта»,
«Пудель», «Багаж».
- Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова,
В. Драгунского, Л. Пантелеева.
- Чтение глав из книги Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
|
Февраль.
Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками «Сивка-бурка» в
обработке М. Булатова, «Никита-Кожемяка» из сборника А. Афанасьева.
Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с
новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких
произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров.
Развивать интонационную выразительность речи.
Занятия |
Совместная деятельность |
- Великий Сказочник X. К. Андерсен.
- Знакомство со стихами Р. Сефа, Ю. Тувима, М. Карема.
- Любимые толстые книжки.
- Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа.
|
- Чтение детям «докучных сказок» («Сивка-бурка»,
«Никита-Кожемяка»). Чтение сказок X. К. Андерсена.
- Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет», «Апчхи!», «Бесконечные
стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение». Чтение и инсценировка
произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про
пана Турлялинского». Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском
бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».
- Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.
- Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга».
|
Март.
Задачи: Познакомить детей с писателем Д. Маминым-Сибиряком и его сказками.
Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя,
определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече
со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать
условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной
деятельности.
Занятия |
Совместная деятельность |
- Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
- Знакомство со стихами Е. Благининой, Э. Успенского, В. Берестова, Э.
Мошковской.
- Инсценирование сказки Г. Сапгира «Смеянцы».
- Рассказы о животных.
|
- Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером
котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий
хвост», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу -
короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».
- Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам. 3. Чтение детям рассказа
Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Чтение глав из повести Э. Сетон-Томпсона
«Медвежонок Джонни».
- Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».
|
Апрель.
Задачи: Уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о
великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина,
познакомить детей с новыми произведениями поэта. Продолжать развивать интерес
детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность
рассматривать книгу и иллюстрации.
Занятия |
Совместная деятельность |
- Сказки А. С. Пушкина. 2. Выставка знакомых и любимых книг.
- Знакомство со стихами П. Левина, К. Чуковского, И. Бунина, Д. Ривза.
- Театр открывается - инсценировка сказки «Аленький цветочек».
|
- Чтение книги А. Н. Толстого «Сорочьи сказки». Чтение сказок И.
Соколова-Микитова («Соль земли», «Листопадничек»)
- Чтение стихотворений о весне.
- Чтение произведений М. Зощенко. Чтение рассказов о животных и птицах (С.
Романовский, Б. Бианки, Е. Носов).
- Чтение глав из книги Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
|