«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект открытого занятия для средней группы
«Одежда (Киемнәр)»

Автор: Минуллина Айсылу Мавлюдовна,
воспитатель по обучению татарскому языку
высшей квал. категории,
МАДОУ «ЦРР - Д/С №25»
Приволжского района г. Казани

Задачи:

  1. Закрепить с новые слова по теме «Одежда», активизировать их в речи; называть основные виды одежды, её части, кто ее шьёт и из чего; обувь и её виды.

Обогащение и активизация словаря:

Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, тун, чалбар.

  1. Продолжать знакомить детей с татарской национальной одеждой.
  2. Закреплять с детьми характерные признаки весны.
  3. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
  4. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
  5. Пробуждать интерес к татарской литературе.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, синтезатор.

Материал:

Слайды: слайд №1 “Весна пробуждается”; слайд №2 “Татарская национальная одежда”; слайд №3 “Одежда”

Куклы в татарских национальных костюмах, татарская национальная обувь-башмаки, два стула и одежда на двух детей;мягкая игрушка-кот, детские сапожки и штанишки, подарочная коробочка, ножницы;костюм кошки на ребёнка.

Ход занятия:

Дети входят под музыку («Весна пришла», слова Ф.Карима, музыка Л.Хисматуллиной)

  1. Оргмомент.

Воспитатель:

- Исәнмесез, минем нәни дусларым!

- Исәнмесез!Хәерле көн! Сәлам! Хәлләрегез ничек?

- Яхшы, рәхмәт.

- Ә сезнең хәлләрегез ничек?

- Бик яхшы, рәхмәт.

Давайте поздароваемся и с нашими частями тела

- Исәнмесез күзләр, борын, авыз, битләр, тешләр, куллар, бармаклар, тырнаклар, аяклар.

Песня “Пальчики танцуют”

(Слова и музыка Р.Гатиной., Ф.Батыршиной)

Давайте поиграем в игру “Командир”

Зинһар өчен

сикерегез,

биигез,

йөгерегез,

әйләнегез,

җырлагыз,

йоклагыз.

Вы очень внимательные дети, ни разу не попали в мой капкан. И сейчас на занятии требуется очень много вашего внимания. Готовы. Сез дәрескә әзерме?Алайса, дәресне башлыйбыз.

  1. Основная часть.

Показ на интерактивной доске -слайд №1 “Весна пробуждается”.

  1. После, какого времени года начинается весна? (после зимы)
  2. Назовите первый месяц весны? (март)
  3. А что принесла нам весна? Какие приметы мы видим в природе?

- Да, ребятки, от добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны веселые голоса птиц. Пробуждается природа.

- Яз көне ниләр була? (Кояш җылыта, кар эри, гөрләвекләр ага, кошлар кайта)

Артикуляционная гимнастика

Та-та-та, кояш җылыта,

Ри-ри-ри, кар эри,

Га-га-га, гөрләвекләр ага,

Лә-лә-лә, бу бит яз килә!

Чтение с детьми наизусть стихотворения Ш.Галиева “Весна”

(В ходе стихотворения звучит “Музыка капели”, мелодия Л.Хисматуллиной) Туктап Сана, Тамчы Тама:

Тып, тып, тып.

Төшә, Төшә,

Бозны Тишә:

Тып, тып, тып.

Яз бу, Ишет,

Кага Ишек:

Тып, тып, тып.

- Слушите, кажется в дверь к нам не только весна постучалась, но и ещё кто-то стучится? (В дверь стучат).

- К нам гость пришёл. Узнаем, кто же это?

- Син аюмы, бүреме, курчакмы, этме, бакамы, куянмы?

- Давайте вместе позовём.

- Заходи, гостем будешь.

Заходит кошка (Музыка подбирается по выбору воспитателя).

Кошка: Здравствуйте, дети. Исәнмесез!

Минем исемем Мияубика.

Синең исемең ничек?

(Спрашивает у каждого ребёнка по отдельности)

Кошка:

Мин иртүк тордым,

Рыбалкага бардым,

Яз көне безнең күлдә,

Балыклар бик күп була.

- Я очень люблю рыбку и Вам принесла.

- Давайте поиграем.

Игра “Рыбалка”

Цель: закрепить счёт.

- Мои рыбки очень красивые. Какого они цвета?

Игра“Мяу, мяу, какой цвет”

Цель: закрепить цвета.

Кошка: Какие молодцы!

Вы и считаете и цвета все знаете.

Воспитатель: Мияубика, ты сегодня такая нарядная!

Кошка: Да, у меня сегодня день рожденья.

Воспитатель: Давайте же все вместе поздравим нашу кошечку с днём рожденья и споём ей песенку “Ак калач”.

Татарская народная песня“Ак калач

(Музыка Р.Еникеевой)

(Дети встают в круг, кошка по середине)

Песинең туган көненә,

Без пешердек ак калач.

Менә шулай ул - биек,

Менә шулай тәбәнәк,

Менә шуның киңлеге,

Менә шуның тарлыгы.

Ак калач, ак калач,

Теләгәнеңне ал да кач.

Воспитатель: Мияубика, ты посиди немножечко и отдохни.

Показ на интерактивной доске слайд №2 “Татарская национальная одежда”

Воспитатель:

- Сегодня к нам ещё гости пришли. (Показ кукол)

Они такие нарядные. Давайте рассмотрим их одежду.

- (Сафа - күлмәк, чалбар, камзул, түбәтәй, читек кигән)

- (Сөембикә - күлмәк, камзул, калфак, читек кигән).

Сөембикә күлмәк кигән .

Аягына матур читек кигән.

- Эта одежда называется - это. .. татарская национальная одежда.

Такую одежду надевают только по праздникам.

- Посмотрите, а вот это башмаки. Как вы думаете, кто их делает? (башмачник)

- Төрле һәнәр беләбез,

Кечкенәдән эшләп үсәбез.

- Тук-тук-тук итәбез,

Без матур башмак тегәбез.

Игра “Башмачник”

(Музыка подбирается по выбору воспитателя).

Показ на интерактивной доске слайд №3 “Одежда”

Воспитатель:

- На улице весна. Мы не можем выйти не одевшись на улицу.

Нам надо одеться. Здесь перед вами одежда.

(Два стула, одежда на двух детей).

- Что будем делать? - Как поиграем?

Игра ”Кто быстрее оденется”

(Музыка подбирается по выбору воспитателя).

Цель: закрепить название одежды.

(Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, тун, чалбар).

Молодцы! Быстро оделись. Можно и на карусели покататься.

Игра “Карусель

(Слова и музыка Р.Гатиной., Ф.Батыршиной)

Әллә-лә-лә, әллә-лә-лә,

Карусельләр әйләнә.

Башта әкрен барабыз,

Аннан йөгереп алабыз.

Әллә-лә-лә, әллә-лә-лә,

Карусельләр әйләнә.

Бер-ике, бер-ике!

Менә уен да бетте.

Воспитатель: Как хорошо мы погуляли и отдохнули. А сейчас мы расскажем нашей госте стихотворение.

- Мияубика, а наши дети про тебя знают стихотворение.

Послушай, пожалуйста.

Дети наизусть читают стихотворение Платона Воронько

“Новая одежда” (в переводе Закия Нури)

В руках у воспитателя мягкая игрушка-кот.

Мин бәйрәмгә мәчемә

Итек алдым, мәче, мә...!

Тарадым мыекларын, ямадым оекларын,

Бүләгем булсын дидем, -

Трусик та алып бирдем.

Ләкин кидерә белмим, уйлыйм:

Койрыгын кая куйыйм?

Воспитатель: (Достаёт подарки из подарочной коробочки)

- Вот такой подарок кошке бүләк . (Итек Һәм трусик).

- А нам куда же нам хвостик (койрык) деть? (ответы детей)

(Воспитатель вырезает ножницами отверстие для хвоста на штанишках. Дети радуются появлению хвостика и хлопают в ладоши)

Кошка: Мне пора прощаться с вами. Рәхмәт сезгә, балалар!

Дети прощаются с кошкой.

  1. Итоговая частьзанятия.

- Вы сегодня очень хорошо занимались, были активными.

- А сейчас себя похвалим.

- Мин әйбәт, мин яхшы, мин акыллы, мин булдырдым, мин бәхетле.

До свидания - Сау булыгыз.

(Под весёлую музыку уходят).

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка

Поделиться: