Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Занятие познавательного цикла в подготовительной группе «Грибы»

Провела: Дмитриева И. Д., воспитатель
МАДОУ «ЦPP - д/с №383»
Приволжского района г. Казани

Программное содержание:

  • Систематизировать у детей знания и представления о грибах, о многообразии их. Учить составлять группы по разным основаниям:особенности строения гриба, месту произрастания (в теплицах, пнях, хвойных и лиственных лесах), способах приготовления, по количеству произрастания, способу размножения
  • Закрепить умение детей подробно рассказывать по мнемосхеме
  • Развивать экологическое мышление.
  • Воспитывать интерес к грибам, бережное отношение к ним, умение беречь природу, охранять ее.

Материал к занятию: Биты знаний «Грибы», фломастеры, листы бумаги, обручи.

Эмоциональный настрой: песня «Дружба» ансамбль «Барбарики»

Если друг не смеется, ты включи ему солнце

ты включи ему звезды. Это просто

И исправь ошибку, превращая в улыбку все грустинки и слезы, просто

Воскресенье, суббота, дружба это не работа, дружба это не работа!

Припев:

Есть друзья,

а для них,

у друзей нет выходных.

Если свалиться счастье подели его на части и раздай его всем друзьям на счастье

А когода будет надо все друзья будут рядом

Чтоб включить тебе солнце и звезды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. (Дети под музыку входят в зал)

- Посмотрите, как красив он: яркая листва у деревьев, щебетание птиц. собирающихся в стаи, зверюшки, которые готовятся к зиме, все говорит нам о приходе сказочной осени.

- Ой, что-то я нашла интересное. Да это же грибы (показ битов знаний, раскладывая их на ковре)

- сьедобный гриб белый

- условно-съедобный гриб - волнушка

- ядовитый гриб - мухомор

- сьедобный гриб - подберезовик

- ядовитый гриб - бледная поганка сьедобный гриб-шампиньон

- сьедобный гриб - вешенка

- сьедобный гриб - лисичка

- ядовитый гриб - ложные опята

- условно-съедобный гриб - сморчок

Скажите, как можно назвать это одним словом? (Грибы)

Знаете ли вы, как правильно собирать грибы? Можно ли вырывать грибы с корнем? (Ответы детей). Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз.

Скажите, а на какие группы можно распределить все грибы?

Ответы детей:

- по способу приготовления (можно сушить, мариновать, варить, жарить. ..)

- по месту произрастания (в теплицах, на пнях, под землей, на деревьях, в хвойных, лиственных лесах)

- по времени произрастания (весенние, летние, осенние)

- растут кучкой и по одному

- по способу размножения (грибницей, спорами)

- полезные и паразиты

- по размеру (большие и маленькие)

Сегодня я хочу вам предложить собрать в синею корзину все съедобные грибы, в красную - все ядовитые грибы, а в желтую все условно-съедобные. (Дети выполняют)

Давайте теперь ребята проверим, правильность выполнения задания.

В этой корзине у нас должны быть все сьедобные грибы это... (дети называют что положили)

А почему эти грибы называют съедобными? (ответы детей: т. к. их можно употреблять в пищу)

В этой все ядовитые грибы. Правильно ли вы их сюда положили?

- А почему их так называют? Что они вообще не нужные, вредные?

- Ответы детей (Нет из мухоморов люди делают спиртовую настойку для натирания суставов, животные в лесу лечатся ими)

- Здесь у нас условно-съедобные грибы. Правильно ли мы разложили? (называют)

- А почему их называют условно-съедобными? (ответы детей: их можно употреблять в пищу, только после специальной обработки)

Ребята, а что интересного вы знаете про грибы?

  • Белкам нравятся боровики, подосиновики, рыжики.
  • Лоси любят угощаться белыми грибами. А лечатся мухоморами.
  • Северные олени с аппетитом поедают маслята, кабаны - грузди.
  • Прежде, чем сьесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи - такое блюдо приходиться по вкусу им.
  • Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму груздки, лисички, сыроежки.
  • Опенок - паразит многих хвойных и лиственных деревьев. Наносит огромный ущерб лесу. Грибница его развивается в коре деревьев до 3-х метров в высоту.
  • Дождевик размножается выбрасывая облако спор, уносимое на большое расстояние.

А сейчас я предлагаю вам загадывать друг другу загадки (выношу мнемо-схемы)

Вы внимательно рассмотрите их, подберите соответствующую картинку и расскажите по схеме о грибе.

- Это гриб.

- растет в теплице

- у него есть наземная часть это белая шляпка сверху, а внизу коричневая, ножка белая толстая. Под землей грибница.

- он сьедобный

- его можно заморозить, свариь грибной суп, сделать пицу, испечь пирог и т. д.

- что это?

Ответы детей. Молодцы. Давайте отдохнем.

Музыкальная физ. минутка:

Задание (за столами)

Нарисовать семь грибов разного цвета, разного размера. Первый гриб самый высокий, средний с желтой шляпкой, а последний с листочком.

Скажите, а какой гриб средний из семи? (4-й). Далее проверить выполнение задания на интерактивной доске.

Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Нужно беречь все животных, птиц, грибы и т. д. Мне хочется вам пожелать в заключении нашего путешествия, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг глазами доброго человека.

Незабывайте эти заповеди:

- Не разоряйте гнезд

- не вредите животным

- не оставляйте мусор в лесу.

- не ломайте деревья

- не лишайте землю красоты!

В конце занятия исполнение песни «Солнышко» с движениями.