«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По познавательному развитию

Конспект занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Театры и музеи Москвы»

Свирида Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ Д/С №27 «Берёзка» Щёлковского мун. р-на Московской обл.

Тема занятия: «Театры и музеи Москвы»

Цель занятия:

  1. познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром, театром кукол им. С. В. Образцова и Государственной Третьяковской галереей;
  2. познакомить с правилами поведения при их посещении;
  3. приобщать детей к русской национальной культуре;
  4. способствовать развитию эстетического вкуса.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением большого театра, кукольного театра, Государственной Третьяковской галереи; запись отрывка из оперы П. И. Чайковского «Иоланта» - «Гимн свету»; записи отрывков (танцы лебедей)» 2 действие «Кода» (окончание); репродукции с картин «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Московский дворик» В. Д. Поленова.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, кто из вас был в Москве?

- Кто был в Кремле и на Красной площади?

- Сегодня мы продолжим прогулку по городу. Красива Москва, много в ней интересных мест. Обо всем и не расскажешь. Мы сегодня посетим три самые известные достопримечательности Москвы.

Давайте составим план нашей экскурсии. Хотите? А сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о том, что можно увидеть в театре, а что в галерее.

- Мы должны определить, что и в каком месте будем смотреть.

На столе три иллюстрации: здания Большого театра, театра кукол и Третьяковской галереи. А также картинки с изображением балерин, оперы, кукол и репродукции картин.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;
  2. формировать опыт фиксации за­труднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

- Определите, где и что можно посмотреть.

Часть картинок дети раскладывают, с другими у них возникает затруднение.

- Смогли ли вы разложить картинки и узнать, что и где можно посмотреть? Почему?

- Значит что нам нужно узнать? А как мы это можем узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

  1. формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  2. рассказать детям о кукольном театре ;
  3. прослушать отрывок из оперы;
  4. представить себя в роли балерины;
  5. организовать активный отдых детей.

В Москове много детских театров, например: кукольный театр имени С. В. Образцова. На фасаде театра - часы. Каждый час бьют они, открываются окошечки и появляются звери, играющие на музыкальных инструментах: мишка - на тарелках, поросенок - на барабане, коза - на гармошке, баран - на балалайке…. (показ иллюстрации часов).

В 12 часов дня открываются все окошки, в остальные часы - по одному. В театре есть музей кукол, которых привезли сюда из многих стран мира.

Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их с удовольствие посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете ходить в эти театры.

Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире театров. Он находится в Москве. Это Большой театр. Запомните это красивое белое здание с высокими колоннами, наверху здания - скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четверкой лошадей.

Большой театр - это театр оперы и балета. Представьте, в большом зрительном зале большого театра собрались зрители. Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются артисты.

Весь спектакль будет звучать музыка. Весь спектакль артисты будут под нее петь.

Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы. В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта.

Иоланта жила на берегу моря в доме, похожем на дворец. Возле дома был дивный сад, в котором росли кусты прекрасных роз - белых и красных. К сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла - она была слепа.

В один прекрасный день появляется юноша. Он рассказывает слепой девушке, что значит видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звезд сиянье. Море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу природы и насладиться ею!

- Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой. Но в опере нет привычного для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение под нее двух людей.

Итак, слушайте «Гимн свету».

- Знаете ли вы, кто сочиняет музыку? (Композитор)

Музыку к опере «Иоланта» написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач, Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнает отца, близких и прекрасного юношу, который отныне будет ее защитником.

- В Большом театре можно посмотреть балет.

- Что такое балет? Балет, как и опера, - спектакль под музыку.

На протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под нее танцуют.

- Я предлагаю вам послушать музыку из балета «Лебединое озеро». А написал ее тот же композитор - Петр Ильич Чайковский.

«Лебединое озеро» - это сказка о том, как злой колдун превратил прекрасных девушек в лебедей. Но каждую ночь его колдовство теряло силу, и лебеди снова становились девушками, а на рассвете снова превращались в лебедей. Таково начало сказки.

- А что же будет дальше? Будет королевский дворец, бал во дворце, прекрасный принц…. и обязательно добро победит зло.

- Как вы думаете, как выглядит балерина, исполняющая танец лебедя? Это тонкая гибкая девушка в красивом белом платье, похожем на оперение лебедя. Танцуя, балерина часто становится на цыпочки (рассматриваем репродукцию к картине «Балерина»).

- Когда вы будете слушать музыку из балета, постарайтесь представить себе танцующую балерину - лебедя.

- Представьте: в теннисном лесу - озеро. В голубой кладке воды отражается луна. По озеру плывут прекрасные белые лебеди. Они подплывают к берегу и превращаются в девушек. Девушки танцуют на берегу озера - грустные танцы.

Физкутминутка:

- Представьте себе, что вы артисты балета.

- Как бы вы станцевали под музыку, которая звучит?

Раздаю детям ленты. Дети танцуют под музыку.

- Итак, мы узнали сегодня много о Большом театре. Кроме Большого, в Москве много и других театров.

- Славится наш город своими музеями.

- Были ли вы когда нибудь в музее?

- Что Вы там видели?

В Москве много разных музеев. Я вам расскажу об одном из них. Называется он Третьяковская галерея.

Презентация «Третьяковская галерея».

Постарайтесь запомнить это красивое красно - белое здание. перед зданием мы видим скульптуру - это памятник П. М. Третьякову.

Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравится картина русских художниковмастерам, поэтому он собирал их.

Третьяков построил большой дом и разместил в нём свою коллекцию. Он хотел. Чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.

В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного для будет мало.

Сейчас я покажу вам несколько репродукций с картинами известных русских художников, которые выставляются в Третьяковской галерее.

«Утро в сосновом лесу» автор картины - известный русский художник И. И. Шишкин.

Сквозь высокие сосны едва-едва пробиваются первые лучики солнца. Маленькие медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая мама-медведица наблюдает за ними. У нее очень строгий, грозный вид. Чем же не угодили ей малыши? Может быть, они сильно расшумелись? В одном из залов галереи вы сможете увидеть эту картину, она намного больше своей репродукции, а медведи на ней, как живые.

«Московский дворик» автор картина - известный русский художник В. Д. Поленов

Вот как выглядел один из московских двориков более 100 лет тому назад: низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.

- Что мы видим во дворе?

- Что виднеется там, вдали?

Идет беседа по картинам, задаются вопросы детям…

Это все, что я хотела рассказать вам о Большом театре и Третьяковской галерее, которые находятся в Москве, и вам советую побывать там и видеть эту красоту своими глазами.

- Мы теперь знаем где и что можно посмотреть и сможем выполнить задание. Дети раскладывают картинки и поговаривают. (В театре кукол смотрим кукольные спектакли, в Большом театре - слушаем оперу и смотрим балет, в Третьяковской галерее - картины.)

5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить знания детей о том, где можно увидеть картины, а где послушать оперу .

- Открываем тетради по закладке и переворачиваем страницу вперёд. (Занятие 20 стр.36).

- Чей портрет мы видим? Что вы можете сказать об этом человеке? Соедините портрет с галереей.

- Как называется следующее здание? Что можно послушать или увидеть там? Соедините Большой театр и оперу.

- Молодцы, закройте тетради.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Народная мудрость гласит: «Кто в Москве не бывал. Красоты не видал». Что это значит?

- В каких театрах и музеях мы сегодня побывали?

Вернуться в «Конспекты занятий»

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка