Конспекты занятий
По познавательному развитию
«Это что-то из чего-то и для кого-то» («Татарский национальный костюм»), интегрированное занятие с использованием системного анализа
Хабибуллина Г.З., воспитатель МАДОУ д/с № 378 г. Казань
Цель.
- Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме.
- Познакомить детей с историей национального костюма.
- Развивать творческие способности детей.
- Ввести в словарь детей новые слова ичиги, шаровары, калфак, оборки, волан.
Предварительная работа.
- Экскурсия в национальный мини музей.
- Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм»
- Составление и рисование орнаментов.
- Развитие речи с применением элементов ТРИЗА, «мозговой штурм».
Материал: куклы в старинных национальных одеждах и в современных, разрезные картинки с национальным орнаментом, наглядный материал по ИЗО, компьютеры.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим татарский национальный костюм. Посмотрите. В нашем национальном уголке куклы мальчик и девочка в национальных костюмах. Давайте рассмотрим костюм мальчика. Какой на нем интересный костюм! Вынесем его на наш девятиэкранник.
«Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…»
- Для чего нужен мальчику такой костюм?
- Можно сказать, нарядный?
- Что он будет делать в таком костюме?
- «Это что-то из чего-то»
Из чего состоит костюм мальчика?
На голове – тюбетейка.
На мальчике что еще надето?
- Рубаха.
- Поверх нее надевается костюм, который называется «камзол».
Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы. Сшита из ярких, дорогих тканей, рубаха – из парчи, камзол – из бархата. На ногах у мальчика красивые сапоги – ичиги.
Почему все такое красивое?
- Да, наряд праздничный.
- «Это что-то часть чего-то»?
- «Чем-то было раньше что-то»?
Раньше, когда люди не умели ткать ткани, они надевали на себя куски кожи животных, которая их спасала от холода и жары. А потом они научились ткать ткани и сшить из них себе одежду. Но вернемся к татарскому национальному костюму.
Мужчины носили свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы.
- Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии?
- Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют. Ребята, почему же изменилась одежда людей?
- Что такое мода?
- Давайте посмотрим внимательно костюм мальчика и девочки. А лучше представьте, что вы надели такие костюмы. Сыграем в игру «Хорошо – плохо» и обнаружим, что же в них нас может не устраивать.
- А теперь придумаем такой костюм, который будут носить в 21 веке, а может быть и в 22 веке. Он должен быть удобным, красивым, прочным и еще каким? (Общие обсуждения).
- 21 век. Представьте, что вы – модельеры, кутюрье и вам на конкурс танцоров от Татарстана нужно придумать костюмы. Нарисуйте с помощью компьютера, какие же будут эти костюмы. В своих работах не забудьте отразить элементы национального орнамента.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду