«Дошкольный возраст / Воспитание дошкольников»
Ефимова Е.А., воспитатель ДОУ
№53 г.Альметьевск, Татарстан
Пояснительная записка
Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000» содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям. В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников включены следующие разделы:
Логические блоки Дьенеша
Цветные счетные палочки Кюизенера
Числа и цифры. Операции над ними
Логические задачи
Геометрические фигуры и тела
Цель программы - способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основные задачи программы:
Литература
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Кол-во занят |
Литература |
О |
Игра «Посчитаем с гномами» |
Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» |
Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Фигурки спрятались» |
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Н |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» |
Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». |
Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Архитекторы» |
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Д |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?» |
Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Игра-головоломка «Пифагор» |
Закреплять умения составлять фигуры из частей. |
1 |
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. |
|
Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» |
Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Украсим елку бусами» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Я |
Игра «Сравни и заполни» |
Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. |
1 |
А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». |
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Игра «Логические кубики» |
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Узнай длину ленты» |
Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Ф |
Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» |
Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета |
1 |
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Игра «Палочки можно складывать» |
Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Мозайка цифр» |
Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
М |
Игра «Логические кубики» |
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Математические задачки |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
|
Игра «Архитекторы» |
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
А |
Математические задачки |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». |
Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. |
1 |
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. |
|
Логическая задача на цветовую последовательность |
Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
Игра «Построй предметы» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. |
1 |
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
|
М й |
Игра «Цвет и число», «Число и цвет» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
Математические задачки в стихах |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
|
Игра «Раздели фигуры» |
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. |
1 |
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009. |
|
Логическая задача «Детская железная дорога» |
Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. |
1 |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
|
ИТОГО |
32 |