Конспекты занятий
По математике
Перспективное планирование по математике в подготовительной к школе группе
Составила заведующий МДОУ д/с №57 г.Костромы Матрососва О. В. по метод.пособию по развитию математических представлений детей (часть непрерывного курса математики "Школа 2000. .. ")
СЕНТЯБРЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Числа 1-5. Повторение». Программные задачи. Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; закрепить навыки количественного и порядкового счёта; развивать графические умения; закрепить понятия последующие и предыдущие числа. |
|
Занятия № 3-4. Тема: «Числа 1-5. Повторение». Пр. задачи. Повторить с детьми прямой и обратный счёт. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =. Повторить временные отношения раньше-позже. Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, Ввести в речевую практику термин задача. Развивать логическое мышление. |
И/упр. «Что сначала, что потом» (закрепление временных отношений). |
Занятия № 5-6. Тема: «Число 6. Цифра 6». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 6. цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения. Закрепить представления о треугольнике. Упражнять детей в решении задач, выявлении частей в задаче. |
Решение «Весёлых задач» (малыми подгруппами). Игра «Третий лишний» (словесная). |
Занятия № 7-8. Тема: «Число 6. Цифра 6). Пр. задачи. Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником. Закрепить прямой и обратный счёт, предыдущие и последующие числа. Закрепить представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке. Упражнять детей в решении задачи и записи её решения. |
Игра «Танграм». «Геометрическое лото». |
ОКТЯБРЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. «Длиннее, короче». Пр. задачи. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова длиннее, короче. Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 2-6, счётные умения: прямой и обратныё счёт. Решение задач на сложение и вычитание, упражнять в записи решения задачи, в составлении задач по предложенному выражению. |
Игра «Пять имён» И/У «Геометрические коврики». |
Занятие № 3-4. «Измерение длины». Пр. задачи. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке. Повторить состав числа в пределах 6. Развивать графические умения. |
Игра «Танграм» |
Занятие № 5-6. Тема: «Измерение длины. Пр. задачи. Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков. Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6. |
|
Занятия № 7-8. Тема: «Измерение длины». Пр. задачи. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки. Раскрыть аналогию между делением отрезка на части и групп предметов, ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 150-154) |
Решение «Весёлых задач» (в стихах) |
НОЯБРЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, понятие многоугольника. Упражнять детей в записи решения задачи, в решении примеров типа 3+1, 5─, в выявлении закономерности. |
И/упр. «Соседи числа» |
Занятия № 3-4. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; знание состава числа в пределах 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. Закрепить умение сравнивать количество предметов, использование знаков <, >, =. |
Игра «Телефонисты» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 162) |
Занятия № 5-6. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка. Закрепить пространственные отношения, совершенствовать умения работать с планом и картой, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке. Развивать графические умения. |
Игра «Геометрические коврики» (расположение геометрических фигур на листе бумаги называть) |
Занятия № 7-8. Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе», Пр. задачи. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. Развивать графические умения. |
И/упр. «Письмо» (работа с картой и планом, Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 167) |
ДЕКАБРЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение массы», Пр. задачи. Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы. Познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. Развивать логическое мышление, графические умения. |
Составление сказок по схемам по методике «Триз» Игра «Пятый лишний (по картинкам) |
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение массы». Пр. задачи. Закрепить представление об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. |
Игра «Пятый лишний» (по картинкам) Математический диктант |
Занятия № 5-6. Тема: «Число 8. Цифра 8». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе чисел 2- 7, навыки счёта в прямом и обратном порядке, взаимосвязь целого и частей. Развивать графические умения, логическое мышление, умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, придумывать задачу по рисунку. |
Составление сказок по схемам по методике «Триз». Игра «Зеркало» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 178) |
Занятия № 7-8. Тема: «Число 8. Цифра 8», Пр. задачи. Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. |
Игра «Седьмой лишний» (по картинкам) Упр. на выявление закономерности. «Весёлые задачки» (задачи в стихах) |
ЯНВАРЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Число 8. Цифра 8». Пр. задачи. Повторить приём сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, из схематическом изображении с помощью отрезка, пространственные отношения; формировать способность к упорядоченному перебору вариантов. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 187-192). |
Игра «Геометрическое лото» И/У «Письмо» (работа с планом и картой, Петерсон, стр. 167) |
Занятия № 3-4. Тема: «Объём. Сравнение по объёму». Пр. задачи. Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 192-196). |
Составление сказок по схемам по методике «Триз» Решение логических задач, задач-шуток. Математический диктант |
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение объёма». Пр. задачи. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8. Развивать графические умения. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 196-200). |
Игра «Геометрические коврики» Игра «Танграм» |
ФЕВРАЛЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Число 9. Цифра 9». Пр. задачи. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложении и вычитании на числовом отрезке. Упражнять детей в решении задач, в записи их решения. Закрепить представления о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь. |
Составление сказок по схемам по методике «Триз». Математический диктант |
Занятия №3-4. Тема: «Число 9. Цифра 9». Пр. задачи. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить счёт в прямом и обратном порядке, представления о цифре 9 и составе числа 9 , взаимосвязи целого и частей. Упражнять в решении математических примеров, в умении группировать предметы по общим свойствам. |
Игра «Геометрические коврики». Работа с часами. |
Февраль № 5-6. Тема: «Число 9. Цифра 9» Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить приём сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Упражнять детей в составлении задач по картинкам, записи решения, разгадывании лабиринтов. |
«Весёлые задачи» (решение задач в стихах). Работа с часами. |
Занятия № 7-8. Тема: «Площадь. Измерение площади». Пр. задачи. Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счёт, состав чисел до 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей Развивать графические умения. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 212-217). |
Работа с часами. И/У «Найди отличия» |
МАРТ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение площади». Пр. задачи. Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром. Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. |
Работа с часами. И/У «Письмо» (работа с картой и планом). |
Занятия № 3-4. Тема: «Число 0. Цифра 0». Пр. задачи. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. |
Решение логических задач, задач-шуток. |
Занятия № 5-6. Тема: «Число 0. Цифра 0». Пр. задачи. Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. Упражнять детей в умении выявлять закономерности. |
Игра «Танграм» |
Занятия № 7-8. Тема: «Число 10». Пр. задачи. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать треугольники и четырёхугольники. Развивать графические умения, умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант). (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 229-233) |
Математический диктант |
АПРЕЛЬ
Занятия |
Совместная деятельность |
Занятия № 1-2. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед». Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант). (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 233-237). |
Игра «Найди и расскажи» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 234) |
Занятия № 3-4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр». Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 237-242) |
Математический диктант Решение задач-шуток. |
Занятия № 5-6. Тема: «Символы». Пр. задачи. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться по плану. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 242-246). |
Игра «Танграм» И/У «Расшифруй письмо» (Петерсон «Раз-ступенька », стр. 245) |
МАЙ
Тема: «Повторение».
Пр. задачи. Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности,
Умение сравнивать числа в пределах 10, используя для сравнения знаки =, <, >.
Умение записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры.
Закрепить геометрические представления.
Диагностика с целью выявления уровня математических представлений у детей.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду