«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По экологии

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по экологическому воспитанию по направлению «Познавательное развитие» на тему «Дары деревьев»

Пилипенко Марина Владимировна, воспитатель
МБДОУ №41 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край

Цели:

  1. Дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ.
  2. Познакомить детей с пословицами о деревьях, с традициями предков.
  3. Закрепить знания о знакомых деревьях.
  4. Воспитывать интерес к деревьям.
  5. Закрепить навыки аккуратного наклеивания.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.
  7. Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.
  8. Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

- Дерево  с восемью яблоками. К каждому яблоку прикреплена  записочка со словами.

- Картинки деревьев для д\и  «Чьей это лист?».

- Аудиозапись музыки для психогимнастики.

- Репродукции с картин художников-пейзажистов.

- Цветки липы, грецкий орех, коробка коры дуба и др.

Оборудование для аппликации: белые салфетки, листы голубого картона с наклееной почвой и кроной (из зеленой салфетки) - фон для аппликации, розовые фломастеры, желтые круги - «солнце».

Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.

Педагог говорит:

- Сядьте в удобное положение. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

- Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

- Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

- А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

Ход занятия:

- Ребята, какое время годы наступило? Осень.  Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.   А чем вас радует осенью. Деревья тоже радуются приходу осени. Им уже не терпится снять свои зеленые платья из листвы.

- Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего. Вот перед вами корзина с плодами хорошо известного вам дерева. Что это за плоды? Яблоки. А с какого дерева они? С яблони. Но эти яблочки не простые, к каждому прикреплена записочка. А на записочке  слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.

Первое яблоко «Дерево накормит». Вот на этом яблочке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?

- Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни, алыча, абрикосы, инжир, шелковица, кизил, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.

Второе яблоко «Чистый воздух». Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - тополь. Тополь умеет очень хорошо очищать воздух.

- Как, по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».

Третье яблоко «Тень». В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром в старинной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».

Дидактическое упражнение «Найди тень от дерева

- А вам задание: соедините линией дерево с его тенью.

Дети карандашом проводят линии от дерева к его тени. (Можно соединять тень не с деревом, а с листком дерева).

Четвертое яблоко «Красота». Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а затем желтый наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин. (Например: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», Иван Шишкин «Золотая осень», Игорь Грабарь «Февральская лазурь»).

- Надо отметить, что не только художники любовались красотой деревьев и рисовали чудесные картины, но и писатели-поэты посвящали им свои произведения. А сейчас прослушайте стихотворение  Сергея Есенина «Береза».

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

- Ребята, какое время года описывает поэт? Как он описывает березу? С чем сравнивает снег? Какие чувства у вас возникли после прослушивания этого стихотворения?

Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за столы)

Пятое яблоко «Лечение». Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.

Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу.

Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.

Шестое яблоко «Древесина». Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям. Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, декоративные ложки и тарелка. А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, раскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах. А сейчас мы с вами проведем опыт, в котором сравним бумагу и кусок бруска.

ОПЫТ: Сравнить свойства дерева и бумаги. Бумага, ее качества и свойства

Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой.

Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее.

Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные - определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.

Древесина, ее качества и свойства

Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Что нужно для опыта: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается - значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины.

Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.

Седьмое яблоко «Укрепление почвы»

Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.

Восьмое яблоко «Жилище». Дерево - это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?

Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.

Под корой дерева живут различные насекомые.

Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает - то его убивает».

Пальчиковая гимнастика «Корни»

Высокие, красивые деревья здесь растут.

(Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)

А корни под землею для них водичку пьют.

(Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).

Итог.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка