Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Конспекты занятий

По экологии

Конспект занятия по теме
«Почему исчезают животные?»

Вафина Гульшат Салаватовна,
воспитатель 1 кв. кат,
ДОУ № 37 «Родничок» г. Бугульма РТ

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности.

Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.

Предварительная работа: рассматривание макета

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги форматом А4), магнитная доска, макет «Доисторический период», демонстрационные карточки,

Методические приемы:

  • аудио и видеозаписи,
  • показ,
  • проссмотр,
  • беседа,
  • дидактическая игра,
  • «вхождение в сказку»,
  • переход к разным зонам в процессе занятия
  • анализ.

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?

Просмотр фрагмента мультфильма о Мамонтенке. (2-3мин. )

Вопросы по сюжету:

  • Кого искал Мамонтенок?
  • В каких странах он был?
  • Что ему ответила Слониха?
  • Вы бы хотели посмотреть на настоящего мамонта?
  • Как вы его себе представляете?

Мамонты жили очень — очень давно, когда пришел Ледниковый период — стало очень холодно. Многие животные не смогли себя обеспечивать едой, мерзли. А вскоре многие животные вымерли. И о их существовании нам известно совсем немного. Но и сейчас некоторые животные исчезают. - По какой причине, как высчитаете?

Вопрос к детям: А как бы вы поступили по отношению к этим животным, если бы жили много миллионов лет назад?

Давайте, попробуем отправиться на волшебную планету, где все сохранилось как в периоде Динозавров?!

(Звучит магическая музыка, дети зарыв глаза, при помощи сказочного ритуала «ввходят на Планету Динозавров». На столе стоит большой макет доисторического периода с набором динозавриков)

Дети рассматривают макет, обсуждают растительный мир, делают набольшие выводы. Рассматривают динозавров.

- Как вы считаете, чем питается этот динозавр с ярко зеленой окраской?

- Животные, которые питаются растительной пищейимеют зеленый окрас, а хищники — оранжево — коричневатый. Давайте расмотрим, чем же можно питаться травоядным животным? Хищникам? (Дети обсуждают).

Обязательно уделяется внимание на растительность возле реки и горного массива.

Подвижная игра «Хамелеон».

На ковре разложены обручи разных цветов.

Правила: Воспитатель объясняет кто такой хамелеон. «Это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно». Например: хамелеон забрался на камень, стал серым. А если сидит на песке, станет желтым. Ориентируясь по вопросам взрослого, дети встают в обруч, соответствующего цвета.

Игровое упражнение «Нарисуй животное».

Дети садятся за столы расставленные в форме круга. У каждого на столе лежит лист бумаги и фломастер неповторяющегося цвета. Надо задумать животное, по сигналу воспитателя (удар в бубен, хлопок и т. п. ) начать его рисовать. Через 10 секунд, опять по сигналу воспитателя, прекратить рисование и передать свой лист сидящему справа. На новом листе, по сигналу воспитателя, дорисовать фрагмент, и передать сидящему справа. Так все продолжается до тех пор, пока до ребенка не дойдет его первоначальный лист, который он узнает по цвету своего фломастера.

Свои работы дети внимательно рассматривают и придумывают название своему животному.

Ритуал возвращения из «путешествия».

(Работы свои дети могут взять с собой).

Прикрепляют на магнитную доску.

Вот мы снова в нашем детском саду, все по — прежнему: на своих местах игрушки, в аквариуме плавают рыбки, в клетке сидит Степка, а в террариуме плавает черепаха. .. А как было бы скучно и неуютно без животных! Почему?

Звучат варианты ответов детей.

В лесах Татарстана и России есть живоные, которых осталось совсем мало. Показ иллюстрации.

Например:

Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом, чтобы течение не было слишком сильным и не размывало его постройки.

Бобры - заботливые родители, и детенышей от себя долго не отпускают. Весной появляются на свет три - пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служитобилие растений. Еще предпочитают бобры сочные стебли кувшинки, водяных лилий, ириса, любят также обгладывать кору ивы и осины.

Этих животных в Татарстане берегут и охраняют. Если вы увидете в лесу этого животного, помните об этом!