Конспекты занятий
По экологии
Открытое занятие в подготовительной к школе группе.
Тема - «Люблю березку русскую»
Воспитатель 1 категории МДОУ д/с №1
«Березка» Степура Татьяна Викторовна.
Цели – формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
Оборудование и материалы – аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовые веник, сок, веточки; краски (гуашь); раздаточный материал для аппликации, платочки.
Ход занятия.
Дети сидят на коврике, в удобном положении.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).
- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).
- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).
- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают).
- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).
- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. (Рассматривают).
- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод:
«Мы вокруг березки» (с платочками).
- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Физкультминутка.
- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу - березку.
(Рассматривает картину, отмечает особенности рисования, под звучание мелодии дети выполняют задание).
В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работы.
Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями, и я хочу угостить вас за это березовым соком, попробуйте, какой он вкусный, а главное – полезный.
Комплексные, интегрированные занятия | Занятия по ИЗО деятельности | Занятия по математике, ФЭМП в ДОУ | Календарно-тематическое планирование в ДОУ | Занятия по познавательному развитию | Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ | Безопасность, Занятия по ОБЖ в ДОУ | Занятия по развитию речи в ДОУ | Занятия по экологии в детском саду