«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте

Прислала: Саплина Ю.А.

Пятый год жизни - период интенсивного становления самостоятельности дошкольников во всех формах их развития. Ребята очень активно овладевают средствами эмоциональной выразительности, а именно меняют интонацию при передачи содержания прочитанного произведения, воспроизводят диалоги взрослых из жизни, и действующих лиц, из рассказа или сказки, очень эмоционально передают характер персонажей.

Все знания и умения, дети получают в разных видах деятельности, и конечно же найдут отражение в играх. Именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно - ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно - ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование - творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.

Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно. Именно в сюжетно - ролевой игре они

Успех сюжетно - ролевой игры в этом возрасте во многом будет зависеть от педагога и его приема руководства. Так же будет немало важен запас знаний ребенка об этой игре и ее составляющих частях.

Источник, который питает игру, это реальный опыт - разнообразные знания об окружающем. Дети в этом возрасте начинают вступать в контакт со сверстниками, взрослыми. В процессе общения усваивают определенные нормы поведения и взаимодействия: пытаются учитывать характер, настроение собеседника, стараются быть более внимательными.

Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.

Проводя занятия, становится заметно, что в большинстве случаев внимание детей приковано к тому, какая у педагога мимика лица, жестикуляция, интонация и стиль разговора при рассказе. Все это буквально сразу же применяется детьми в различных видах их деятельности, а так же в игре. Большой опыт дети черпают из отношений взрослых в семье.

Стоит предпринять попытки организовать повседневную жизнь своих дошколят так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем - либо к другим людям, сверстникам, что развивает коммуникабельность, являющеюся одним из главных качеств в повседневной жизни.

Была разработана комплексная сюжетно - ролевая игра «Киностудия», где четко выраженные отношения между сверстниками и взрослыми, их умения действовать слаженно в коллективе.

Предварительная работа с детьми.

Для начала стоит обратиться к жизненному опыту дошкольников: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Дети делятся полученными впечатлениями с педагогом и сверстниками, рассказывают положительные и отрицательные эмоции, полученные при просмотре. Для этого проводятся беседы на прогулке.

Затем разрабатывается «Маршрут выходного дня», где дети вместе с родителями посещают кинотеатр. Большая роль должна отводиться именно отношениям и общению в семье, как наглядный и более идеальный пример для всестороннего развития ребенка.

На следующем этапе познакомить с профессиями режиссер, гример, актер, оператор, костюмер и их родом занятий. Для этого провести беседы из цикла «Профессии», а так же необходимыми для этих профессий атрибутами.

Последний этап, это знакомство детей с профессией актер, и с его работой. Для этого стоит просмотреть слайды из различных сказок, где четко определена роль актера в фильме. Так же можно рассмотреть журналы о кино.

Дети выбирают сказку самостоятельно, опираясь на то, что ее должны знать все. Затем, драматизируют некоторые сюжеты, где обращается внимание на особенности поведения того или иного персонажа. Так, например, дедушка старенький, у него болит спина, он прихрамывает на ногу и держится за палочку. Ребенок старается очень точно передать характер, опираясь на полученные знания.

Сюжетно - ролевая игра: съемка фильма «Курочка Ряба».

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; закреплять умение обозначать свои действия словами; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.

Ход игры.

Воспитатель.

- Ребята, сейчас мы с вами выберем сказку и будем снимать кино. Как вы думаете, какую сказку нам выбрать?

Дети.

- Нам нужна сказка, которую знают все дети.

- А я бы хотел, чтобы сказка была доброй.

- Я хочу смешную сказку.

- Сказку про курочку Рябу, которую знают все, снимем про нее кино.

Воспитатель.

- Хорошо, но сначала повторим эту сказку.

Повторение сказки. (Педагог обращает внимание на характер персонажей, и просит их описать).

Дети.

- Бабушка старенькая, в платочке, в длинной юбке с фартуком. Она добрая и большая, с розовыми щечками.

Дети описывают по очереди всех персонажей: дедушку, бабушку, курочку Рябу, яичко и мышку.

Воспитатель.

- Попробуем сыграть сценку, как дедушка и бабушка плачут, когда яичко разбилось.

Дети проигрывают сценку, стараясь передать характер и эмоциональное настроение персонажей.

Воспитатель.

- Ребята, вспомните чем должны заниматься костюмеры, гримеры, режиссер, оператор и зрители.

Дети.

- Костюмер одевает актеров в костюмы, в которых они будут похожи на персонажей сказки.

- Гример украшает актеров: дедушке приклеивает бороду, мышке рисует усы и носик, чтобы она была похожа на настоящую мышку.

- Оператор все снимет на видеокамеру, а режиссер будет следить за актерами и их игрой. Он дает команду когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.

- Зрители смотрят фильм, который получился.

Костюмер.

- Актер дедушка, пройдите, пожалуйста, в костюмерную.

Все актеры по очереди подходят к костюмеру, он помогает им одеться.

Одетых актеров приглашает гример.

Гример.

- Актер мышка, пройдите, пожалуйста, в гримерную.

Гример накладывает актерам грим.

Воспитатель.

- Вот все и готовы. Начнем съемку фильма.

Режиссер.

- Актеры, пожалуйста, займите свои места. Камера - мотор!

Дети проигрывают сказку.

Режиссер.

- Стоп! Снято! Всем спасибо!

Звучат аплодисменты зрителей!

Количество задействованных детей - 10. остальные дети принимают участие в роли зрителей.

Атрибуты: костюмы дедушки, бабушки, курочки рябы, яичка, мышки. Атрибуты для грима, видеокамера, режиссерский стул.

Выбор фильма и количество задействованных лиц в игре определяют дети самостоятельно, или если это необходимо с помощью педагога.

Роль педагога - направить действия детей так, чтобы они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие между собой.

По окончании игры педагог поощряет детей, отмечает выразительные жесты, мимику, интересные движения, сообразительность, а так же доброе и уважительное отношение друг к другу.

Вернуться в «Игровую деятельность»

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка