«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника

Подвижные игры для дошкольников

Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей

Дерзакова Г.Р., заведующая ДОУ №53 г.Альметьевск, Татарстан

Здоровье детей - будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм в МДОУ № 53 «Светофорик» стало использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на физкультурных занятиях, при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений.

Мы считаем, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем. Такие игры как «Петушок дудит в рожок», «Перышки», «Косари», «Мышки и мишка» улучшают функцию дыхания. Мы провели семинар-практикум для родителей и научили их играть в специальные игры, которые используются после перенесенных инфекционных заболеваний детьми («Пальчик о пальчик», «Заинька-паинька», «Лесорубы» ит. д.). Дали практические советы по правильному выполнению движений, чтобы не было переутомления и сверх возбуждения.

Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников.

Готовясь к празднику народных игр, мы провели опрос родителей и старших членов семьи, в какие народные игры они играли в детстве. Просили их изготовить атрибуты к играм и освоить две три игры. Таким образом, мы выяснили, каким народным подвижным играм они отдавали предпочтение в детстве. Оказалось, что родители помнили, в какие игры они играли, но научить своих детей этим играм они не считали важным, относя их к разряду устаревших. Как, оказалось, по-настоящему увлечь ребенка игрой с обоюдной пользой и удовольствием может далеко не каждый взрослый. Мы решили привлечь родителей к изготовлению атрибутов к народным подвижным играм и провели совместные вечера - посиделки, праздники, развлечения, фестивали.

Мы организовали «Праздник народных игр». Родители тщательно подготовились к празднику и принесли изготовленные из различных материалов атрибуты: «Кочки», «Лошадки», «Бродилки», «Биты», «Перышки», «Лук и стрелы», «Канат», «Веревки-прыгунки». Полумаски: «Индеец», «Медведь», «Петушок» ит. д. Родители рассказывали о старинных народных играх, таких, как «Лапта», «Ляпка», «Заря», «Жмурки», «Палочка-выручалочка», «Горелки» ит. д. Затем родители показали детям, как надо играть в эти игры и приглашали к участию детей. При организации народных подвижных игр мы использовали музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др. Также мы использовали хороводные игры, которые способствуют выработке правильного дыхания, плавности движений.

Учитывая, что наш детский сад многонационален, мы провели «Праздник национальных игр», где родители продемонстрировали чувашские народные игры «Луна и солнце», «Кого вам?» (Тили-рам), мордовские игры «Котел», «Раю-раю», башкирские «Стрелок» (Уксы), «Медный пень», марийский «Биляша», татарские «Спутанные кони», «Тимер бай» ит. д.

Одним из самых интересных и необычных мероприятий было проведение развлечения «Игры нашего детства». Родители дали представление детям, в какие игры они играли в детстве. Объясняли правила игр своего детства и играли в них с детьми («Городки», «Конный бой», «Казаки-разбойники», «Пятнашки», «Краски», «Фанты», «Скачки», «Уши», «Скоморохи», «Смотаем клубок»).

На таких праздниках много юмора, шуток, соревновательного задора. Это сплачивает семьи, способствует стимулированию физических и психических процессов.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое и духовное здоровье.

Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Здоровье детей - будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм в МДОУ № 53 «Светофорик» стало использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Мы считаем, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников.

Готовясь к празднику народных игр, мы провели опрос родителей и старших членов семьи, в какие народные подвижные игры они играли в детстве. Просили их изготовить атрибуты к играм и освоить две три игры. Таким образом, мы выяснили, что родители помнили, в какие игры они играли, но научить своих детей этим играм они не считали нужным, относя их к разряду устаревших. Как, оказалось, по-настоящему увлечь ребенка игрой с обоюдной пользой и удовольствием может далеко не каждый взрослый. Мы решили привлечь родителей к изготовлению атрибутов к народным подвижным играм и провели совместные вечера - посиделки, праздники, развлечения, фестивали.

Мы организовали «Праздник народных игр». Родители тщательно подготовились к празднику и принесли изготовленные из различных материалов атрибуты к играм: «Кочки», «Лошадки», «Бродилки», «Биты», «Перышки», «Лук и стрелы», «Канат», «Веревки-прыгунки». Полумаски: «Индеец», «Медведь», «Петушок» ит. д. Родители рассказывали о старинных народных играх, таких, как «Лапта», «Ляпка», «Заря», «Жмурки», «Палочка-выручалочка», «Горелки» и т. д. Затем родители показали детям, как надо играть в эти игры и приглашали к участию детей. При организации народных подвижных игр мы использовали музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др. Также мы использовали хороводные игры, которые способствуют выработке правильного дыхания, плавности движений.

Учитывая, что наш детский сад многонационален, мы провели «Праздник национальных игр», где родители продемонстрировали чувашские народные игры «Луна и солнце», «Кого вам?» (Тили-рам), мордовские игры «Котел», «Раю-раю», башкирские «Стрелок» (Уксы), «Медный пень», марийский «Биляша», татарские «Спутанные кони», «Тимер бай» ит. д.

Одним из самых интересных и необычных мероприятий было проведение развлечения «Игры нашего детства». Родители дали представление детям, в какие игры они играли в детстве. Объясняли правила игр своего детства и играли в них с детьми («Городки», «Конный бой», «Казаки-разбойники», «Пятнашки», «Краски», «Фанты», «Скачки», «Уши», «Скоморохи», «Смотаем клубок»).

На таких праздниках присутствует много юмора, шуток, соревновательного задора. Это сплачивает семьи.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое и духовное здоровье.

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка