«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника

Пальчиковые игры и упражнения для детей

Картотека пальчиковых игр для детей

DoshVozrast.RU

Картотека пальчиковых игр для детей (.doc)

Капитан

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой

(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

Домик

Под грибом - шалашик-домик,

(Соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)

Двери нам откроет гномик,

(Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

Станет звать в шалашик-домик.

(Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

Рядом - стул с высокой спинкой

(Направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

(Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

Барашки

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

(Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.)

Гроза

Капли первые упали,

(Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(Постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

(Сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает,

(Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце!

(Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Моя семья

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка, правая рука, крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка, левая рука, убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад)

Пальчики

Этот пальчик хочет спать.

(Ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать,

(Загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(Загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.

(Загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

И тихонечко сопит.

(Загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Повторить то же самое с правой рукой.)

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

(Взрослый держит перед собой кулачок ребенка)

Этот пальчик в лес пошел,

(Разгибает мизинчик)

Этот пальчик гриб нашел,

(Разгибает безымянный пальчик)

Этот резал,

(Разгибает средний пальчик)

Этот ел,

(Разгибает указательный пальчик)

Ну, а этот лишь глядел!

(Разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Кто приехал?

Кто приехал?

Мы, мы, мы!

(Ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

(Теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)

Папа, папа, это ты?

(Хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками указательных пальцев)

Братец, братец, это ты?

(Хлопает кончиками больших пальцев)

или:

Ах, сестричка, это ты?

(Хлопает кончиками средних пальцев)

Да, да, да!

(Хлопает кончиками больших пальцев)

Дедушка, а это ты?

(Хлопает кончиками безымянных пальцев)

или:

Бабушка, а это ты?

(Хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(Хлопает кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да!

(Хлопает в ладоши)

Шалун

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

(На следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Белочка

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Детки

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(Поднять кисть право или левой руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибать пальцы, начиная с большого)

Листья берёзы, листья рябины,

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

(загибать пальчики, начиная с большого)

Есть игрушки у меня

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

(хлопать в ладоши)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

Пастушок

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток

Кашей кормить.

(можно произносить имя вашего малыша)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Стул

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок, большим пальцем к себе; если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Стол

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

Лодка

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Пароход

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)

Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут"по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение, дождик)

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

(Хлопок ладонями по столу, коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками, солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке

(Действия аналогичны первоначальным "Паучки"ползают на голове)

Пчёлки

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены - ёлка. На второй руке пальцы смыкаются в кольцо - улей. "Улей"прижат к "ёлке"Дети заглядывают в "улей".)

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими - пчёлки летают.)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь, движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.)

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

(Одна из рук - "мама утка"- стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят, постепенно пальцы загибаются. На слова "На берегу их мама ждёт""киваем"кистью руки - "мамой-уткой".)

Ветер

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены - крона пальмы. Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.)

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены - клешни. Шевелим ими.)

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны - крылья; "машем"ими в воздухе.)

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.)

Рыбки

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое

Бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко! ”

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее"движение.)

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

(Качаем сомкнутыми ладонямиотрицательный жест)

А третья сказала:

“Мне хочется спать! ”

(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рукрыбка спит)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями - дрожь)

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил! ”

(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются - рот)

Улитка

В домике она сидит,

Рожки, высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд - рога улитки.)

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

("Улитка"раскачивается из стороны в сторону. Ползёт вперёд по столу.)

На цветочек заползёт,

("Улитка"заползает на "цветочек".)

Лепесточки погрызёт.

("Улитка"поочерёдно обхватывает пальцы "лепесточки"второй руки "цветочка". Рука "улитка"сворачивается в кулак "втягивает рожки".)

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

(Вторая рука "цветочек"закрывается, пряча "улитку"в "бутоне")

Часы

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

(Садимся на коврик или подушку на колени. Перебираем пальчиками - "бежим"от коленочек до макушки)

Вдруг часы сказали: “Бом! ”,

(Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются"на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом! ”

(Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом! ”

(Три хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Перчатка

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - перчатка. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом")

Гнездо, в ней устроив,

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы - "зовущий"жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков)

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим "шлёпаем"остальные скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку - спим).

Котята

У кошечки нашей есть десять котят,

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)

Сейчас все котята по парам

Стоят:

(Покачиваем руками, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга - от большого к мизинцу).

Тараканы

За буфетом под пакетом

Десять тараканов. (2 раза)

(Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук - "тараканы"растопырены, шевелим ими)

Самый храбрый таракан

Побежал к тебе в карман.

(Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот")

За буфетом под пакетом

Девять тараканов.

(Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов)

За буфетом под пакетом

Девять тараканов. (2 раза)

(Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев - тараканов не десять, а девять)

И т. д.

(И так далее)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна,

Пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями)

У жирафов пятна, пятна, пятна,

Пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

На носах, на животах,

На коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки,

Складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки)

У слонов есть складки, складки, складки,

Складочки везде.

На лбу, ушах, на шее,

На локтях,

На носах, на животах,

На коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

Поросята

Этот толстый поросёнок

Целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок.

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём"по столику или коленочкам каждым из пальчиков)

Спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

(Мизинцы)

Поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

(Безымянные)

Поросяток я люблю.

("Фонарики")

Этот толстый поросёнок

Носом землю ковырял,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот толстый поросёнок

Что-то сам нарисовал.

(Средние)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю.

(Указательные)

Этот толстый поросёнок -

Лежебока и нахал,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Захотел спать в серединке

И всех братьев растолкал.

(Большие)

Два козлика

Как-то раз к кому-то в гости.

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух"- хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени)

И с моста в водичку - плюх!

Зайцы

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших)

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:

“Давайте убежим! ”,

Двое прошептали

“Давайте помолчим! ”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах! ”

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

(Хлопаем в ладоши)

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

(Бежим пальчиками по столу или коленям)

Весна

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из под старой травки

Уже глядит цветок...

(Выполняем руками волнообразные движенияпальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз)

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Ладони сомкнуты "ковшом”)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна,

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка. Движения повторяются)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены - чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь")

Жучок

Этот маленький жучок

По земле гуляет,

(Перебираем пальцами по ступням)

Листик сладенький найдёт

И его кусает.

Щипаем ступни

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

(Перебираем пальчиками по ногам - со ступней до коленей. Перебираем пальцами по коленям)

Этот маленький жучок

По траве гуляет...

Этот маленький жучок

По кустам гуляет...

(Перебираем пальцами по животу)

Этот маленький жучок

Выше залезает,

Перебираем пальцами по груди

Вот он ямочку нашёл,

Лёг и отдыхает.

("Жучок заползает"в ямочку на плече у шеи. Пальчики сжимаем в кулаки)

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

(Опускаем голову вниз, глаза закрываем)

Серенький козёл

Както серенький козёл

В огород поесть зашёл.

(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд)

Посмотрел по сторонам -

Есть еда и здесь и там.

(Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону)

Под копытами - трава,

(Опускаем подбородок)

А над головой - листва.

(Поднимаем подбородок вверх)

Наклонись - капусту кушай,

(Наклоняемся вниз)

А вверху - большие груши.

(Встаём на носочки, тянемся вверх)

Сзади огурцы растут,

(Поворачиваемя назад)

Впереди кусты цветут,

(Возвращаемся обратно)

Слева - молодой лучок,

Справа - вкусный кабачок.

(Полуобороты вправо-влево)

Здесь - сто ягодок, там - двести,

(Наклоны вправо-влево)

Козлик крутится на месте.

(Крутимся)

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.

(Наклонив голову, убегаем от "пса")

Змейка

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея!

(Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Медленно вращаем кистью руки)

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там.

(Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея"ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз - рот. Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп, в соответствии с произносимым текстом)

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

(Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки, как бы оглядываясь)

Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,

А ребёночка за нос.

(Волнообразные движения рукой "Змея"хватает за нос партнёра по игре)

Гвозди

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

(Одна рука - "молоток"- сжимаем пальцы в кулак. Вторая рука, или рука партнёра по игре - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток"стучит по "гвоздям"- по очереди по каждому пальцу.)

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

(Пальцы - гвозди согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо - первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих и "вырывают гвозди"- поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.)

Дружные пальчики

Эти пальчики щипают,

(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки или мамину ладонь)

Эти пальчики гуляют,

(Указательный и средний "идут"по другой руке)

Эти - любят поболтать,

Эти - тихо подремать,

(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга - шурша)

А большой с мизинцем братцем

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

Могут чисто умываться.

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца)

В комнате

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

(Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя"тыльной стороной пальцев)

Мышка подбирает крошки под столом.

(Хватательно - щипательные движения правой руки с ладони левой)

Кошка коготками лавочку скребёт,

(Скрести согнутыми пальцамикоготками ладонь левой руки)

Курочка рябая пол крылом метёт

(Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой)

Катя варит кашу для зверят своих

(Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки)

Кашки наварила, с ложки кормит их

("Зачерпываем кашку из кастрюльки"левой рукой - ложкой), протягиваем левую руку вперёд - кормим зверят)

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком")

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл,

("Стряхивающие"движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Кролик

Маленький кролик с большими ушами,

(Кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом,

(Указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами

(Указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

(Роем норку - колени).

Чистит он шёрстку себе

("Чистим шёрстку")

Или спит.

(Руки складываем, кладём под щёку)

Кролик ушами всегда шевелит

(Шевелим "ушами")

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов

(Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки)

ЧЕРЕПАШКА

Моя черепашка

В коробке живёт,

(Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.)

Купается в ванне,

(Рука лежит на другой ладони, или на ладони партнёра по игре. Волнообразные движение кулаком в воздухе.)

По полу ползёт.

("Черепашка"ползёт по другой руке - своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Она не захочет меня укусить

(Руки возвращаются в исходное положение. Отрицательный жест головой)

Горшок

Под крышкой -

(Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)

Маленький горшок,

(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.)

Открыли крышку -

(Поворачиваем "крышку"ладонью вверх)

Мышка - скок!

(Резко поднимаем большой палец)

Мои вещи

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним,

(Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её - зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

("Барабаним"пальцами левой руки по правой - зонтику).

А вот моя книжка

Могу почитать,

Могу вам картиночки

(Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)

В ней показать.

(Раскрываем ладони "книжечкой")

Вот это - мой мяч,

(Руки вытягиваем, ладони открыты)

Очень ловкий, смешной

Его я бросаю

(Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки)

Над головой.

("Мячик прыгает"над головой, ударяясь о ладонь другой руки или о ладонь партнёра по игре)

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

(Поочерёдно гладим одну руку другой)

Радуга

Гляньте: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг - маховое движение)

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами,

(Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы)

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка

Поделиться: