Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника > Игры для детей

Роль игрушки и игровых средств в Центре игровой поддержки Ребенка

Нистратова Н.В., воспитатель МДОУ ЦРР-Д/с №53 «Ёлочка»

Игра - основная деятельность ребенка.

Существует множество подходов к определению игры, в каждом из которых отражаются важные аспекты этого удивительного и важного для развития ребенка вида активности.

С точки зрения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, 1972, Д. Б. Эльконин, 1978) истинная игра, как присущая человеческому виду деятельность, это сюжетно-ролевая игра, происходящая в воображаемой ситуации, где играющие принимают роли и взаимодействуют в рамках некоторого сценария. К такой зрелой игровой деятельности дети становятся способны лишь в дошкольном возрасте. Периоду детства отводится роль подготовительного этапа, в котором у ребенка в процессе взаимодействия с бытовыми предметами, игрушками, взрослыми, формируются и развиваются навыки игровых действий.

Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки. Игра - основной источник радости.

Детская игра это:

  • Один из основных факторов развития ребенка;
  • Способ приобщения ребенка к миру культуры;
  • Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
  • Способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • Способ мягкого корректирования поведения ребенка;
  • Деликатное диагностирование уровня развития разнообразных способностей ребенка;
  • Форма социально-психологического тренинга;
  • Способ психолого-педагогической помощи ребенку в решении реальных жизненных проблем;
  • Наиболее простой способ формирования дружеских отношений между детьми.

Игрушка - это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.

Игровая поддержка - это система способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей. Она включает в себя игровые средства и игровое оборудование, техники и технологии их использования. Организация игровой поддержки - это комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения.

Новыми формами организации работы дошкольных учреждений с родителями детей раннего возраста являются центры игровой поддержки развития ребенка и Лекотеки. Центр игровой поддержки развития ребенка осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий им адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основными задачами центра игровой поддержки развития ребенка являются:

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения;

- обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных игровых средств обучения, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

Лекотеки также является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе и использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психологической поддержки развития личности детей.

Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Основными задачами Лекотеки являются:

- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;

- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

- обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

- помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;

- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Деятельность центра игровой поддержки развития ребенка и Лекотеки непосредственно связана с использованием игровых средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка, связанные с организацией его игровой деятельности.

Материальная часть должна включать следующие разделы:

- оборудование для развития общих движений;

- игрушки для развития рук и ручных навыков;

- игрушки для развития тактильного восприятия;

- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

- игрушки для развития слухового восприятия;

- игрушки для развития невербального мышления;

- игрушки для развития речи, языка и вербального мышления;

- игрушки для социально-эмоционального развития;

- игрушки для игры с водой;

- игрушки для игры с сыпучими материалами;

- материалы для развития креативности;

- музыкальные игрушки;

- специальное оборудование для детей с особыми нуждами и образовательными потребностями;

- книги для детей;

- фонотека;

- видеотека;

- развивающие компьютерные игры;

- книги для родителей.

Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка.

Игровые средства и оборудование для развития ручных навыков

Игрушки для дотягивания и толкания: подвесные игрушки, неваляшки, мячи, надувные игрушки;

Игрушки на развитие простого захвата и удержания: погремушки и музыкальные молоточки, маленькие мячи, игрушки для ротового обследования, кольца;

Игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания: емкости с игрушками разной формы, копилки, колышки, кегли, мячи, кубики, мозаики;

Игрушки для развития двуручного манипулирования: небольшие игрушки с подвижными частями, небольшие активные центры, пирамидки, сборно-разборочные игрушки, материалы для лепки, мягкие игрушки средних размеров;

Игрушки для развития репертуара манипулятивных операций: активные центры, заводные игрушки, игрушки-пищалки, игрушки на колесиках, баночки с завинчивающимися крышками, коробочки, шкатулочки, сумочки для размещения маленьких игрушек;

Игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания: бирюльки, копилки, мелки, фломастеры, пастель, средства для игры с песком, средства для игры с пластилином, глиной и другими материалами для лепки, безопасные ножницы для детей, печати (штампы), игрушки для нанизывания, игрушечные предметы обихода (посуда, расческа и прочие), игрушечные инструменты.

Новый подход к игровой поддержки развития детей определяет и новые требования к подбору игровых средств и игрушек. Необходимо изучение и определение лучших образцов игрушек и игровых средств, которая будет способствовать здоровью, физическому, духовному и психическому развитию детей. Метод достижений этой цели - организация квалифицированной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей и популяризация в обществе и органах государственной власти всех уровней результатов этой экспертизы.