«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Игровая деятельность дошкольника

Игры для детей дошкольного возраста в детском саду ДОУ

«Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления и обогащение словаря»

Добренькая Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область

Словесно-логическое мышление - вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребёнком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте. Другое явление - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного детства, т. е. к возрасту около шести лет, многие дети ещё совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом этапе ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, научаются пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Например: если в средней группе ребёнок сравнивает два предмета, определяет только сходство и различия; один предмет высокий, другой низкий; широкий, узкий даёт понятие шире, уже и т.д.; то в подготовительной группе у ребёнка появляется возможность с помощью рассуждений находить место пропущенного элемента в ряду.

Например: если чёрная полоска больше чем синяя, синяя полоска больше чем зеленая, то синею полоску мы должны поставить после чёрной полоски, но перед зелёной полоской.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделение существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков, требуется произвести анализ, т. е, мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребёнка ему придётся овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.

Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях. Вспомните, как у детей загораются глаза, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру!». И мы понимаем, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на умственное развитие, на развитие речи

Предлагаем словесные упражнения, игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса детей.

Словесные игры и упражнения для дошкольников

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка

Поделиться: