«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание»

Дошкольный возраст

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Опыт работы по созданию мультфильма
с детьми старшего дошкольного возраста
в рамках проектной деятельности!

Клюева Н.А., воспитатель д/с №63 г.Ангарск Иркутская область

Уважаемые коллеги!

Представляю свой опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности.

Я выбрала проектный метод потому, что он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта детей; проектный метод идёт от детских потребностей и интересов; он предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Под методом проектов следует понимать «не жёстко» сформулированное задание, нацеленное на получение наглядного результата, выведенного путем самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности в рамках заявленной и совместно обсуждаемой темы.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» (Киселева Л. С. , Данилина Т. А. , Пахомова Н. Ю.)

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»».

Таким образом, проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Поэтому в проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки метода проектов:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
  1. Выполнение проекта - практическая часть.
  2. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Вашему вниманию представим смешанный проект, который был разработан и реализован в нашей группе воспитателями, родителями и детьми на тему «Сказки А. С. Пушкина».

Целью данного проекта является приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина;

Развитие нравственно-эстетических чувств детей через знакомство с творчеством А. С. Пушкина, творческих способностей, фантазии детей;

Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Идея создания проекта возникла у детей, тогда когда Настя Попова принесла красочную книгу «Сказки А. С. Пушкина» и ребята захотели узнать, какие сказки в ней и кто их написал.

При выполнении проекта были поставлены следующие задачи:

Выполнение проекта в нашей группе можно разделить на определенные этапы:

На первом этапе (подготовительном) были проведены следующие мероприятия:

  1. Изучили опыт работы в других группах.
  2. Подобрали методическую литературу, познавательную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
  3. Провели опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С. Пушкина.
  4. Провели опрос детей по теме проекта.
  5. Обсудили с коллегой проект, выяснили возможности, средства, необходимые для реализации проекта.
  6. Оценили ситуацию в своей группе, проанализировали уровень знаний сказок Пушкина.
  7. Составили перспективный план мероприятий. Совместно с детьми определили проблему проекта, после чего определились с продуктом проекта.

Ненавязчиво вводили детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулировали следующие задачи:

  1. Подготовка презентаций с последующим изготовлением альбомов на следующие темы:
  1. Создание иллюстрированных книжек по выбранной сказке А. С. Пушкина: «Сказка о золотой рыбке», «Любимые сказки».
  2. Коллективное создание мультфильма детьми по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его - Балде»
  3. Обогащение развивающей среды по теме проекта (Приложение № 2).

На втором этапе спланировали и организовали взросло - детскую деятельность (совместную деятельность педагога и детей, совместную деятельность в

режимных моментах и самостоятельную деятельность детей).

Детей мы объединяли в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

- детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;

- все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;

- ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;

- дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Таким образом, вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта.

На 3 этапе - заключительном совместно с детьми создали мультфильм по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике, его - Балде»

Для реализации этого проекта мы сначала изготавливали совместно с детьми декорации для будущего мультфильма (Приложение № 3),

слепили героев из солёного теста с последующим раскрашиванием. (Приложение № 4) В беседах познакомили детей с профессиями «режиссёр», «режиссёр-постановщик», «декоратор», «актёр кукольного театра». Далее мы репетировали текст сказки.

В индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку видеокамерой и таким образом, у нас получился мультфильм на основе театрального плоскостного представления «Сказка о попе и о работнике, его - Балде».

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

Спасибо за внимание!

Приложения

 Мероприятия для ДОУ на портале «УчМет»:  Курсы повышения квалификации,  Вебинары,  Переподготовка