Воспитание дошкольников

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Учмаг Книги по дошкольному воспитанию (методические пособия, разработанные в помощь педагогам, воспитателям)
ФГТ в ДОУ: от теории к практике»»»Портфолио дошкольника»»»Для воспитателей ДОУ»»»Тематическое планирование в ДОУ

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект на тему: «Мой родной город Бугульма»

Кошель Е.В., воспитатель ДОУ №37,
г.Бугульма, Республика Татарстан

Реклама от Google

Тип проекта: информационный, групповой, творческий.

Сроки проекта: 1 неделя (с 23 -27 мая)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема: недостаточные знания детей о родном городе.

Цель: систематизация знаний детей о родном городе Бугульма.

Задачи:

- пополнить знания детей о городе, в котором мы живем;

- побудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ожидаемый результат: Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Дети знают и называют:

  • Домашний адрес
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых
  • Место проживания: республика, город; символику республики, города
  • Свою нацию, культуру, язык, традиции. Знают столицу своей Родины. Дети знают флаг, герб, Татарстана.
  • Называют представителей других национальностей, населяющих родной край. Уважать их культуру и традиции.
  • Знают природу родного края, ее флору и фауну.
  • Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Национальные игры, с удовольствием в них играют.

Основные направления реализации проекта:

  1. Разработать и провести циклы занятий и бесед с детьми:
  2. «Наш город Бугульма»

    «Г. Тукай - наш земляк»

    «Возникновение Бугульмы и ее история»

    Составить картотеку «Игры народов Поволжья»

    Составить картотеку «Игры наших бабушек и дедушек»

    Составить картотеку «Пословиц и поговорок народов Поволжья»

    Рисование «Укрась фартук для куклы Алсу»

    Аппликация «Тюбетейка для Айрата»

  3. Провести с родителями:
  4. Узелок на память «Генеалогическое дерево семьи».

    Консультации по патриотическому воспитанию. «Растим гражданина», «Мы любим свой город» и т. д.

    Развлечение «Игры наших бабушек и дедушек».

  5. Совместно с детьми и родителями

Подарок-медаль «Бугульме 230 лет»

Наш город, Бугульма, будет отмечать свое 230летие. Праздник вызывает чувства радости и гордости за город, выстоявший и победивший. Серьёзно задумываемся, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которая выражается в соответствующих поступках и поведении, потерявшую в последние годы важность и актуальность.

Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к изготовлению проекта «Мой родной город Бугульма».

С особой серьёзностью и ответственностью подошли к вопросу патриотического воспитания, подбору содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, Республике, городу и т. д.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории города, к традиционному отечественному наследию.

Уместно знакомить детей с символикой страны, республики, города. Целесообразно проводить работу с детьми систематически. Её формами могут быть целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание фото и иллюстративного материала, его достопримечательностях и т. д. Практика показала, что родители редко совершают прогулки по городу с детьми, сами очень мало знают историю своего города, расположение памятных мест. Воспитательную роль оказывает сам процесс подготовки, где каждый ребёнок активный участник, а взрослым даёт возможность приблизиться к эмоциональному миру ребёнка, осторожно, ненавязчиво и чрезвычайно эффективно способствовать его развитию.

Обогащение опыта социально значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями, создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине, родному краю, любимому городу.

То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, нужно вызвать чувство восхищения своим городом, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий. Используются различные формы работы по ознакомлению с родным городом.

По ходу рассказа о родном городе, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т. д.

Даты, сообщаемые детям, необязательны для запоминания. Язык рассказа должен быть очень простым.

Рассматривая достопримечательности родного города достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других.

Бугульма по-прежнему остаётся городом машиностроителей, геофизиков, нефтяников, железнодорожников, авиаторов, переработчиков сельскохозяйственного и иного сырья.

Несмотря на свой возраст, город процветает и хорошеет с каждым годом. И в этом заслуга всех жителей. Мы все разные, но нас объединяет общее стремление - сделать жизнь лучше и добрее.

Мы научили детей замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.

Научили любить и гордиться своим городом, в котором они живут, показали его красоту, познакомили с героическими страницами его истории.

Представленный материал помогает нам интересно и творчески решать трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России.

Конспект занятия "Наш город-Бугульма"

Программное содержание:

Уточнить с детьми информацию о родном городе: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему что окружает детей.

Активизировать в речи употребление слов:

а) определение прилагательных "Бугульма - какая?"

б) "волшебных" слов (Здравствуйте, Добрый день, Будьте здоровы, До свидания, Спокойной ночи и т. п.)

в) глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия людей разных профессий. Упражнять употребление простых предложений.

Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями. Воспитывать любовь к родному городу.

Предварительная работа.

  • Беседа о названиях улиц
  • Беседа о городском транспорте
  • Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.
  • Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
  • Игра "Путешествие по родному городу".

Наглядный материал:

  • картинки людей разного возраста;
  • фотографии с разными видами Бугульмы
  • картинки профессий повара, дворника, портнихи, врача, плотника и их трудовых инструментов;
  • цветы, ваза, клубок, свисток 2-3 шт. , карта города;
  • иллюстрации различных видов транспорта.

Методические приемы : художественное слово (стихи, загадки), подвижная игра - поезд, беседа, дидактические игры "В городе Бугульма жители... ", "Что покажем гостям Бугульмы", дидактические упражнения "Букет красивых слов", "Клубок волшебных слов", рассказы детей.

Ход игры-занятия

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). Значит мы кто? (россияне). Послушайте стихи о нашей Бугульме.

Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал наш город?

(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Бугульме: какая она?

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Бугульмы. Каждый ребенок говорит, какая Бугульма у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Бугульма - праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).

Воспитатель: Вы бываете в разных красивых местах города. Где вы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся жители нашего города. Расскажите, пожалуйста.

Дидактическая игра "Что покажем гостям Бугульмы ?" (Просмотр фотографий)

(Вечный огонь, Культурно-спортивный комплекс «Юность», аллея Героев и др.). Ответы детей: Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Родины и наших земляках

Воспитатель: Бугульма небольшой город, на чем же люди добираются на работу, в гости, в нужную им часть города? (На автобусах, автомобилях, такси, маршрутках). Как вести себя в общественном транспорте? (Оплачивать проезд, не привлекать к себе внимание, говорит спокойно, уступать места пожилым людям и людям с маленькими детьми). А если надо переходить улицу, как мы это будем делать? (На зеленый свет светофора. На переходе - "зебра").

Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"

(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться).

Воспитатель: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников, транспорта. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом городе. У нас в Бугульме живут (показываю на фланелеграфе).

Первый ребенок:

Дедушка - дедушка.

Я это знаю

Нет никакого сомнения тут.

Дедушку дедушкой я называю,

Но по-другому другие зовут.

Бабушка с дедом лет 40 живет,

Бабушка деда... зовет.

Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)

Сколько бы ни было разных имен,

Главное в дедушке - дедушка он!

Второй ребенок:

Дай бабуся поцелую

В волосах твоих сединку.

Подышу на них, подую,

Как зимою на снежинки.

И быть может, понемножку,

От тепла они растают

Как цветы, что на окошке

Зимней ночью вырастают.

(Читаю стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе со мной сопровождают его жестами и движениями).

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).

А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).

Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).

Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).

По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).

И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

Третий ребенок:

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).

Четвертый ребенок:

Прожила на свете мама

Уж немало лет,

Никого дороже мамы

В целом мире нет.

Пятый ребенок:

Позже всех она ложится,

Раньше всех - встает.

По дому весь день хлопочет,

Хоть и устает.

Ты живи на свете, мама,

Много-много лет.

Никого тебя роднее в целом мире нет!

Шестой ребенок: Это дети школьники.

Седьмой ребенок: И совсем маленькие.

Воспитатель: Верно! В Бугульме живут пожилые люди - бабушки и дедушки, взрослые, ваши мамы и папы, и мамы и папы других детей города. И, конечно же, много малышей, школьников и дошколят.

Воспитатель: Люди - главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно - надо уважать друг друга, беречь и помогать. Как вы, дети, заботитесь о бабушках и дедушках? (Приносим очки, газету, тапочки, включаем телевизор, гуляем с ними, помогаем на даче).

- О мамах и папах? (Не огорчаем плохим поведением, убираем сами свои вещи и игрушки, стараемся не пачкаться, моем посуду, стираем свои носовые платки, помогаем убирать квартиру).

- О малышах? (Гуляем и играем с ними, помогаем одеваться, раздеваться).

- О других людях? (Спрашиваем вежливо, пользуемся волшебными словами, в детском саду здороваемся, прощаемся, называем сотрудников детского сада по имени-отчеству).

Подвижная игра "Поезд"

Воспитатель: А кем работают твоя мама? Папа? (Обращаюсь к каждому ребенку. Ответы детей).

- Хорошо, давайте поиграем в игру "Кому что надо для работы?"

Воспитатель: Говорим "волшебные" слова "Раз, два, три - картинку переверни".

На доске картинки профессий: повара, дворника, врача, продавца. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Одна из самых распространенных профессий в нашем городе - это профессия строитель. Что делают строители? (Ответы детей).

- Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

Город любимый. ..

Славу, достоинство, гордость и честь

До поколений, за нами грядущих

Ты донеси. И спасибо, что есть

Город мой, на земле самый лучший!

Давайте поиграем! (игры из картотеки)

Путаница

Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего - «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, нитки запутались!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.

Колечко

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Тише едешь - дальше будешь

На просторной площадке отчерчивают на расстоянии около 30 м одна от другой две линии - старт и финиш. На старте стоят игроки, на финише спиной к ним - водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, который первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

Штандер-стоп

Ведущий встает в центр, остальные игроки окружают его. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-Коля!» Тот, чье имя названо, кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Вариант. Водящий выбирает одного из игроков, прикидывает расстояние до него на глаз и говорит, например: «До Кати - десять гигантских», - и начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна ступня плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом или снова подкидывать его в воздух и еще раз кричать: «Штандер-стоп!» - а все остальные в это время разбегаются еще дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться - ему водить.

Кандалы

Игроки делятся на две равные по силе команды. Они встают в два ряда друг напротив друга на расстоянии примерно 4-5 м и крепко берут друг друга за руки.

Одна команда кричит другой: - Кандалы!

Вторая команда громко отвечает: - Закованы!

Первая команда: - Раскуйте нас!

Вторая команда: - Кем из нас?

Первая команда выбирает любого игрока из второй команды и выкрикивает его имя. Тот бежит, набирая скорость, и старается разбить руки игроков противоположной команды. Если сумел разбить цепь - забирает любого из двух не удержавших цепь игроков с собой. Если не разбил - встает в цепь. Каждая команда старается перетащить к себе как можно больше игроков из команды противника. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из цепей не останется ни одного человека.

Платочек

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал, водящий остается прежний. Если не догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, то водящим становится новый игрок.

Кошки - мышки

Сначала выбирают двух водящих - «кошку» и «мышку». Остальные игроки встают в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» - снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать - не пропустить ее. «Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстро выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать. Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбирают новых водящих.

Калека

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела, например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (нельзя разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей «утратой» (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

Картотека «Пословицы и поговорки народов Поволжья»

Татарские пословицы

Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь.

Будешь злым - повесят, будешь мягким - раздавят.

Будешь сиять тихо - узнаешь много.

Вернуться с полпути - тоже смелость.

Голова одинока, зато душа спокойна.

Даже красавице ум не помеха.

Если за сдай не наелся, облизывая посуду не насытишься.

Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?

Есть душа - есть и надежда.

К любому замку ключ подобрать можно.

Какова земля, таковы и родники.

Коварная жена - плетка шайтана.

Когда бой кончился, появляется много батыров.

Кому не повезло утром - не повезет и вечером, кому не повезло вечером - не повезет никогда.

Красота нужна только на свадьбе, ум - каждый день.

Красоту в миску не положишь.

Не каждый раз на удочке рыбка.

Не ройся не дне мешка (т. е. не вспоминай прежних обид).

Не успеет споткнуться, как уже падает.

Небо украшают звезды, мужчин - борода, женщин - волосы.

Одел бедняк - откуда взял? Одел богатый - носи на здоровье!

Один раз не сумеешь, во второй - научишься.

Одним ударом дерева не срубишь.

Пока есть силы - работай, пока есть зубы - кусай.

Пока красавица прихорашивается, свадьба кончается.

Приходит без дела - мешает работе, приходит с делом - увеличивает заботу.

Ростом вышел, а умом нет.

С дураком вместе ничего не находи и не теряй.

Сердце девушки - кипящий котел, ни с чем не считается.

Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит.

Слепой курице - все пшеница.

Слово мужчины - всегда одно.

Собаки не порычав не подружатся.

Спотыкайся ногами, но не спотыкайся языком.

Стреляет криво, а попадает прямо. (о речи хитреца)

У кого ничего нет, тому нечего бояться.

У лгуна дом сгорел - никто не поверил.

Умный понимает, глупый слушает.

Учить дурака - оживлять мертвеца.

Хочешь яблока - ухаживай за яблоней.

Что в лесу крикнешь, то и в ответ услышишь.

Щеголь не мерзнет, но дрожит.

Чужое горе - после обеда

В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце

Когда пастухов много, овцы дохнут

Стал запирать конюшню, когда коня украли

Яйцо не учит курицу

Два муллы - один человек, один мулла полчеловека

Куда передние колеса, туда и задние

Чужой праздник, как воробей, собственный праздник, как медведь

Игла хоть и мала, да больно колется

У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения

Умному - намек, глупому - палка

Без пчелиных укусов меда не бывает

Два арбуза под одной мышкой не уместишь

Когда есть еда, ложка найдется

Двое дерутся - третья не приставай

Чужая душа - бездонное море

Кто спешит - себя погубил, кто не спешил - свое дело закончил

Человек пестр изнутри, а животное снаружи

Само дерево горько, а сливы сладки

Из пяти пальцев какой ни укусишь, всякий больно

Когда пастухов много, барана волк съест

Кто поспешит, тот обожжется супом

Из одного волоса аркан не сплетешь

Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью

Кто сам упал, тот не заплачет

Правдивое слово всегда горько

Здоровье - богатство

Избавившись от палки, попал под дубину

Какова еда, такова и миска, каков человек, такова и одежда

Язык острее меча

Как аукнется, так и откликнется

Дом, где есть дети, - базар, где нет детей, - кладбище

С одной овцы двух шкур не дерут

Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий человек

Кто по одеялу не протягивает ног, у того ноги остаются открытыми

Если ты горек - будь как соль, если ты сладок - будь как мед

Женщина без мужа - конь без узды

В доме, где много девушек, воды нет.

Реклама от Google

Вернуться в «Методическую работу»